Елена Меркулова
Консультация для педагогов на тему «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему "Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности".
Подготовила Меркулова Елена Анатольевна - воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Ростовской области.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание.
Экологическое воспитание дошкольников, как наиболее значимое звено в системе непрерывного экологического образования, в последние годы стало приоритетным направлением в деятельности многих дошкольных учреждениях.
Рассматривая цели экологического образования дошкольников, можно определить различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.
Первый уровень – экологическое просвещение – обеспечивает ориентацию дошкольников в проблеме и соответствующие правила поведения.
Второй уровень – экологическое сознание – предусматривает формирование категориального аппарата мышления дошкольников.
Третий уровень – развитие экологической культуры – приносит осознание воспитанникам взаимодействия «природа - человек» как ценности.
Эффективное экологическое образование, ставшее сегодня жизненной необходимостью, возможно при соблюдении ряда условий:
• учет возрастных особенностей дошкольников;
• учет склонностей, интересов и потребностей дошкольников;
• непрерывность экологического образования;
• разнообразие форм, методов и видов экологического образования;
• организация целенаправленного общения, взаимодействия с природой как особое условие, обеспечивающие формирование экологической культуры человека.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях, а так же разнообразные «инструменты» воздействия на воспитанников.
С методической точки зрения в качестве адекватного инструмента выступает разработка и реализация образовательных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды в процессе выявления, изучения, решения и предупреждения экологических проблем.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США.
Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком.
Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность детей, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Наблюдаемый сегодня всеобщий энтузиазм чиновников от образования по отношению к методу проектов привёл к тому, что проекты стали модным направлением модернизации образования.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов - это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Использование проектных методов предусматривает определенную последовательность действий:
• - постановка проблемы и задач для ее решения;
• - выдвижение гипотезы исследования;
• - выбор методов исследования;
• - выбор способов оформления полученных результатов;
• - сбор данных, их систематизация, анализ;
• - результаты исследования, их оформление, презентация;
• - выводы, практическая значимость результатов исследования, постановка другой проблемы для дальнейшего исследования.
Экологический проект – это, прежде всего решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру.
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
Специфика метода проектов
Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал.
Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
• он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
• является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Алгоритм организации проектной деятельности и план работы педагога на каждом этапе : (преимущественно для старших дошкольников) :
1. Подготовительный – постановка цели и задач, исходя из потребностей и интересов детей; определение методов исследования, вовлечение дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели», разработка плана достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей; подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
Стоит отметить, что не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
2. Основной, исследовательский – мотивация деятельности, разработка плана действий и практическая деятельность по реализации проекта (накопление материала); совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей; организация творческой деятельности (поделки, рисунки, альбомы, приложения и т. п.); поиск ответов на поставленные вопросы; проведение занятий, игр, наблюдений, экскурсий т. д; интеграция образовательных областей).
3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, организация презентации проекта (праздник, открытое занятие, акция и т. п); формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру, природе.
Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Заключение: Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, природой; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно - процессуального подхода к реализации проектов.
Спасибо за внимание!