Светлана Новикова
Консультация для педагогов на тему «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать
Консультация для педагогов на тему :
Выполнила: Воспитатель первой категории Новикова С. А.
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика
(подготовительные упражнения)
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем
Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».
Статические подготовительные упражнения
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с.
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.
5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз.
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз
Динамические подготовительные упражнения
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 — 20 раз.
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз.
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз.
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
И т. д.
При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будет ставить, и с особенностями органов артикуляционного аппарата ребенка.
Помните о следующих правилах:
В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение
Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребё нка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах
Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах
Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения
Артикуляционная гимнастика для детей
5-6 лет
Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии (Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson — сочленение и dys — частица, означающая расстройство.
Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации
Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.) происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.
• «Ковшик» : широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
• «Иголка» : рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
• «Чистим зубы» : опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка
Артикуляционная гимнастика для детей старше
7 лет
Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:
• втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
• положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
• вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
• язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
• облизать чупа-чупс с разных сторон
Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют
Комплекс для развития мышц языка
Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
Упражнение «гармошка» : кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.
Комплекс для развития мышц губ
Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
Пофыркать губами так, как это делают лошадки
Комплекс для развития мышц щек
Надувать и сдувать щёки.
Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.
Простые советы от логопеда
Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
Если занятия в детском саду дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.
Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.
Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет — это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.
Литература:
1. Н. А. Нищевой. Веселая артикуляционная гимнастика. СПб. : Детство-ПРЕСС, 2009
2. https://orechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika#__5-6
3. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»
/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина
— М. : Просвещение, 1989