Надия Ахмедьянова
Консультация для педагогов «Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младших и средних групп»
▼ Скачать + Заказать документы
«Комплексы
для детей младших и средних групп»
Составила:
учитель-логопед
Ахмедьянова Н. М.
Публикация «Консультация для педагогов „Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младших и средних групп“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов-кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможности освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Упражнения способствуют развитию подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
• Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того, чтобы развить их подвижность и гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. Просите ребенка, чтобы все движения он совершал «мягким» языком и «нежными» губами.
• При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.
• Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
• Упражнения выполняются без напряжения в спокойном темпе.
• Упражнения не должны доводить орган до утомления. Первым признаком утомления является снижение качества движений, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.
• На первых занятиях можно ограничиться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы.
• Чаще хвалите детей и ни в коем случае не высказывайте недовольства, если что-то не получается.
• При разучивании упражнений необходимо отработать 2-З упражнения, а затем добавлять по одному.
• Целесообразно проводить артикуляционную гимнастику комплексами по
4-5 упражнений.
• Каждое упражнение нужно повторять не более пяти - шести раз.
• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать
детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
• Артикуляционная гимнастика производится ежедневно, чтобы выраба- тываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более
прочными. Лучше делать гимнастику перед завтраком в течение 3-5 минут
или после дневного сна. Целесообразно включать артикуляционную гимнастику в НОД.
• Выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических
затрат, определенных усилий и терпения. Поэтому нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный на-строй, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, картинки, сказочных героев, стихотворные тексты.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
С детьми младших групп упражнения проводятся в игровой форме. Объём требований к выполнению движений невелик. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.
Примерный комплекс общей артикуляционной гимнастики
для детей младших групп:
1. «Окошко». Учить ребенка удерживать рот широко открытым.
2. «Улыбочка» («Заборчик»). Зубы сомкнуты, губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
3. «Трубочка» («Дудочка»). Зубы сомкнуты, губы округлить, обнажив верхние и нижние резцы.
4. «Улыбочка» - «Трубочка» - чередование упражнений.
5. «Блинчик» («Лопатка»). Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать. Боковые края языка должны касаться углов рта. Добиваться полного расслабления мышц языка.
6. «Иголочка». Приоткрыть рот, высунуть узкий язык.
7. «Блинчик» - «Иголочка». Чередование положений языка: широкий – узкий.
8. «Накажем язычок» («Месим тесто»). Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».
9. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться за верхние зубы, за нижние зубы; либо к носу и подбородку.
10. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу.
В средней группе для артикуляционной гимнастики используются
игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков, движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно и повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
Примерный комплекс общей артикуляционной гимнастики
для детей средних групп:
1. «Окошко». Учить ребенка удерживать рот широко открытым.
2. «Улыбочка» («Заборчик»). Зубы сомкнуты, губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.
3. «Трубочка» («Дудочка»). Зубы сомкнуты, губы округлить, обнажив верхние и нижние резцы.
4. «Улыбочка» - «Трубочка» - чередование упражнений.
5. «Блинчик» («Лопатка»). Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать. Боковые края языка должны касаться углов рта. Добиваться полного расслабления мышц языка.
6. «Иголочка». Приоткрыть рот, высунуть узкий язык.
7. «Блинчик» - «Иголочка». Чередование положений языка: широкий – узкий.
8. «Накажем язычок» («Месим тесто»). Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».
9. «Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться за верхние зубы, за нижние зубы; либо к носу и подбородку.
10. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу.
11. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
12. «Индюк». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, пока не послышится: «бл-бл-бл».
13. «Грибок». Поднять широкий язык вверх, кончик языка упирается в верхние зубы. «Присосать» язык к нёбу.
14. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба и обратно.
15. «Барабанщик-Дятел». Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «д-д-д-д-д…». Следить, чтобы рот был всё время открыт, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.