Ирина Александровна Фердерер
Консультация для педагогов «Кинезиологические упражнения для дошкольников»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения
Цель: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
• развитие межполушарной специализации;
• синхронизация работы полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие способностей;
• развитие памяти, внимания, речи;
• развитие мышления.
Публикация «Консультация для педагогов „Кинезиологические упражнения для дошкольников“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Кинезиология. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.
Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Левое полушарие
• отвечает за логически-аналитическое мышление;
• анализирует факты;
• обрабатывает информацию последовательно по этапам;
• обеспечивает процессы индуктивного мышления (в начале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза);
• обрабатывает вербальную информацию, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму;
• отвечает за математические способности, работу с числами;
• отвечает за планирование.
Правое полушарие
• отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию;
• отвечает за интуицию и интуитивную оценку;
• может одновременно обрабатывать много разнообразной информации, способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа;
• обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах;
• ориентируется в настоящем;
• контролирует движение левой половины тела.
Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников:
• память,
• внимание
• речь,
• пространственные представления,
• мелкую и крупную моторику,
• снизить утомляемость,
• повысить работоспособность к произвольному контролю
Виды кинезиологических упражнений :
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
Упражнения необходимо проводить ежедневно.
• занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
• проводятся в доброжелательной обстановке;
• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
• занятия проводятся утром;
• длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Упражнения
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Кулак-ребро-ладонь.
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь
на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.
Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Дыхательное упражнение
Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).
«Яйцо»
Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
«Лодочка»
Лежа на спине, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.
Упражнение для снятия эмоционального напряжения
Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.