Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Как учить стихи играючи»

Марина Бебко
Консультация для педагогов «Как учить стихи играючи»
▼ Скачать + Заказать документы

Замечательно, если человек владеет красивой образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники. Неслучайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как ни бъются, как не стараются при этом все домашние.

Почему дети плохо запоминают текст?

Публикация «Консультация для педагогов „Как учить стихи играючи“» размещена в разделах

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.

Чтобы не подорвать добрых отношений с ребенком, не требовать от него невозможного, предлагаем воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.

При разучивании стихов довольно часто используют принцип «повторенья – мать ученья». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Не забывайте, что самая сильная память – эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.

Давайте разучим с детьми, например, стихотворение «Две синички» (слова народные). Сначала воспитатель читает выразительно весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить (цель разучить он поставит перед собой, а не перед детьми). Педагог показывает, как сделать руки «гнездышком», и просит представить, что там, в гнездышке, живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим теплым дыханием, прижать к себе, а затем вместе с воспитателем произносить слова, и повторять движения. (Каждый педагог может придумать свои движения.)

Сидят в гнезде две птички,

Две маленьких синички.

Сидят, прижавшись тесно:

Тепло в гнезде им вместе.

Но вот одна проснулась.

Проснулась, встрепенулась,

И песенку запела,

И к солнышку взлетела.

Вторая вот проснулась,

Проснулась, встрепенулась,

И песенку запела,

И к солнышку взлетела.

И вот синички вместе

Под солнышком летают.

Их солнышко своими

Лучами согревает.

Вот вечер наступает,

И солнышко садится.

Пора домой синичкам

Под вечер возвратиться.

Сидят в гнезде две птички,

Две маленьких синички.

Сидят, прижавшись тесно:

Тепло в гнезде им вместе.

Это стихотворение можно читать много раз, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» и под «тихий час», и под упражнения на зарядке, и под игры на улице. Главное, чтобы это была игра, в которой дошкольники «внутренним взором» видели, какие у птичек перышки, клювики, глазки, как они летают, поют, спят, отогревали их своим дыханием, прижимали к груди. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. И у взрослого общения с детьми получается позитивным.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Например, стихотворение С. Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама.

Сложные стихи можно учить по строчке и читать по очереди, друг за другом. Эффективно использовать прием «от имени» : говорить текст от имени различных персонажей с соответствующей интонацией.

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С. Михалкова и изобразите их двумя руками, выставив пальцы-рога. Ваш показ и стихотворный текст, где описывается так легко узнаваемая ситуация «не уступлю, я первый…», обязательно заставят детей попробовать предать сценку встречи на «мостике горбатом».

Если дети четвертого года жизни не смогут изобразить баранов правой и левой рукой одновременно, они сделают это вдвоем (каждый покажет своего персонажа правой рукой)

Для этого возраста не менее интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или перчаточном театре.

Дети пятого года жизни разыграют сценку-стихи и пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах, а детям шестого года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «таетр перед микрофоном». При этом придется постепенно разучить стихотворение : сначала диалог белого и черного баранов, а затем и слова автора.

Стихотворение С. Михалкова хорошо тем, что поучительно, даже нравоучительно, но без занудного дидактизма: вот вам пример, картинка из жизни, а вывод делайте сами. Дети умны и чутки, они догадаются, что не случайно у слова «баран» есть второе значение. Благодаря этим стихам дошкольники осознают переносное знаение слова и необходимость уступать.

По крутой дорожке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый,

«Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил «Мэ-э-э,-

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке: «Запомни, повтори, и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего – и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.

Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы, и на этой лестнице «разложить» весь текст своего стиха, а потом мысленно шагать по ступенькам и читать.

Прием запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, так как дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевно-речитативные, например:

Взял я лук и крикнул: «Эх! Удивлю сейчас я всех!»

Натянул потуже лук, да стрела застряла вдруг.

И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!»

Публикации по теме:

Консультация «Как научить детей читать играючи» Консультация. «Как научить детей читать играючи» 1. Нужно ли обучать чтению с 5-6 лет? Как известно, большинство семилетних детей с радостью.

Как учить стихи с ребенком? Наиболее благоприятный возраст для заучивания стихотворений - 4-5 лет. Именно в этом возрасте память малыша развивается особенно быстро.

Консультация «Когда и как учить детей английскому языку» Это вопрос, который волнует многих родителей, и каждый отвечает на него по-своему. Предлагаю посмотреть на него с точки зрения развития.

Консультация для родителей «Как учить детей уважать старших?» «Как учить детей уважать старших?» Как же учить детей уважительному отношению к взрослым и тем более пожилым людям? И надо ли вообще этому.

Консультация для родителей «Как научить детей читать стихи выразительно» Консультация для родителей: «Как научить детей выразительно читать стихи» Автор: Гринина Татьяна Андреевна Воспитатель старшей группы.

Консультация для родителей «Как научить детей выразительно читать стихи» Консультация для родителей: «Как научить детей выразительно читать стихи» Автор: Гринина Татьяна Андреевна Воспитатель старшей группы.

Консультация для родителей «Как учить стихи с детьми» Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты.

Подготовка к конкурсу чтецов (зачем и как учить стихи)Подготовка к конкурсу чтецов (зачем и как учить стихи) Мои воспитанники постоянно участвуют в конкурсах чтецов на уровне города и республики. Еще ни разу не было, чтобы мы не завоевали почетное.

Учить стихи — это просто! Советы родителям Очень часто родители дошкольного возраста сетуют на то, что у детей память плохая, дети не запоминают даже самых простых стихотворений.

Зачем учить стихи Зачем учить стихи? 1) Стихи развивают память Память человека похожа на воздушный шар. Шарик создан, чтобы взлететь в небо и летать. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как учить стихи играючи»
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 18:16
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Как учить стихи играючи»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Бебко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД