Елена Абсаламова
Консультация «Как научить детей читать играючи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация. «Как научить детей читать играючи»
1. Нужно ли обучать чтению с 5-6 лет?
Как известно, большинство семилетних детей с радостью идет в школу, уверяя, что они хотят научиться читать, писать, считать. Но проходит совсем немного времени и интерес к обучению в школе быстро гаснет. Почему? У подобного феномена может быть много причин: несовершенство программ, учебников, недостаточное использование наглядного материала и игр в учебном процессе. Но главная причина кроется в пере-грузке первоклассников.
Публикация «Консультация „Как научить детей читать играючи“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
У детей, пришедших учиться в первый класс, одновременно возникает множество проблем. Существует необходимость установления кон-такта с новыми взрослыми – учителями. Возникают проблемы взаимоотношений с детьми в новом коллективе первоклассников. Но самые существенные трудности появляются при обучении счету, чтению и письму. При этом «помощь» родителей часто приобретает такие формы давления, которые порой ускоряют формирование негативного отношения к процессу обучения вообще. Дети не всегда в состоянии справиться с нарастающим комом проблем и нередко это приводит к таким тяжким по-следствиям, как школьный невроз.
Как помочь малышам избежать сложностей адаптации к обучению в школе? Как облегчить этот процесс? Одним из путей решения этой проблемы является снижение нагрузки первоклассников. И в первую очередь за счет раннего обучения ребенка чтению и подготовки его руки к письму.
А можно ли научить читать детей 5-6 лет? Исследования психологов отвечают на этот вопрос утвердительно. Дети уже с пяти, а тем более с шести лет вполне способны овладеть деятельностью чтения. Как показывает наш опыт, обучение чтению с помощью игр (описанных в книге Барташниковой И. А. «Учись играя») по силам даже детям 3-4 лет.
Научившись читать в 5-6 лет малыш имеет возможность не спеша совершенствовать свой навык, регулируя этот процесс в соответствии со своими желаниями и возможностями.
2. Формирование интереса к чтению.
Перед тем, как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению.
Каким же образом следует это делать? Есть только два способа: 1) как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи и 2) рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться читать.
Перед тем как начать обучение чтению, очень важно выяснить, какие мотивы у ребенка уже сформировались, а какие еще предстоит сформировать. Для этого желательно задать несколько вопросов. Например: «Как ты думаешь, зачем человеку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если прочитать какую-нибудь книгу?», «А ты бы хотел научиться читать?», «А для чего тебе это нужно?» и др.
Стремиться следует к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:
1. Познавательный мотив – желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и птиц, динозавров, космонавтов и т. п.)
2. Перспективный мотив – стремление научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе.
3. Мотив личностного роста – желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали: «Какой молодец наш Дима, уже читать умеет. Скоро он сам сможет прочитать книгу «Приключения Буратино», которую мы ему подарили».
4. Деятельностный мотив – желание научиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки и т. п.
5. Мотив общения со сверстниками – стремление научиться читать, для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.
Когда вы увидите, что у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые из приведенных выше мотивов, можете смело начинать обучение чтению.
3. Этапы обучения чтению.
Обучение детей 5-6 лет наиболее эффективно осуществляется в игре с использованием необычных, веселых упражнений. Включаясь в забавные игры со словесным материалом малыш не замечает, как у него формируется целый ряд важнейших операций, которые лежат в основе чтения. Овладев ими, ребенок незаметно для себя легко и быстро научается читать.
Вместе с тем взрослый, который собирается учить ребенка чтению, должен себе четко представлять, что делать это нужно в строго определенной последовательности.
На 1 этапе ребенка следует обучать звуковому анализу слов, которые он произносит. Он должен научиться выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, а также различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие.
2 этап обучения – это знакомство с буквами.
Рекомендуемые игры : «Назови букву», «Назови слова на заданную букву», «Придумай слова», «Начни с последней буквы», «Смешные бук-вы-человечки», «Веселые рифмы», «Сколько букв в слове?», «Самое длинное слово».
3 этап – выделение слогов в словах и чтение слогов.
Рекомендуемые игры: «Кто так может говорить?», «Поменяй гласную», «Поменяй согласную», «Продолжи слог», «Самый смешной слог», «Отгадай слово», «Составь слог».
4 этап направлен на обучение детей чтению слов разной длины, а также на закрепление этого навыка. Начинать лучше со слов, состоящих из 2-3 букв, а затем постепенно переходить к словам из 6-8 букв. А когда вы почувствуете, что ребенок легко справляется с длинными словами (или, во всяком случае, не боится их читать, то тогда можно переходить к чтению текстов.
С этого момента фактически начинается период совершенствования навыков чтения, который длится обычно многие годы. Для этого периода мы никаких игр не приводим, т. к. здесь увлекательным должен стать уже сам процесс чтения. Хотим обратить ваше внимание на следующие моменты.
Тексты, которые вы будете предлагать ребенку для самостоятельного чтения, должны иметь достаточно большой шрифт (размер букв должен быть обязательно больше, чем в обычных книгах для взрослых и желательно несколько больше, чем в учебниках для детей первого класса). Начинать самостоятельное чтение следует с коротких, но обязательно занимательных, веселых рассказов и сказок. От того, насколько они будут вызывать у ребенка положительные эмоции, во многом зависит эффективность формирования у него интереса к чтению вообще. Не за-бывайте, что дети 5-6 лет очень любят смешные истории о детях и животных, а также загадки и веселые короткие стихи. Дозируйте нагрузку ребенка и не заставляйте его читать больше того объема, который он хо-чет. Кроме того, важно, чтобы ребенок понимал и запоминал то, что он читает. Для этого предлагайте ему сразу после прочтения рассказать, о чем он прочитал.