Лилия Переверзева
Консультация для педагогов «Как организовать познавательно-исследовательскую деятельность с воспипателем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Публикация «Консультация для педагогов „Как организовать познавательно-исследовательскую деятельность с воспипателем“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Именно опытно-экспериментальная деятельность развивает такие качества у детей, как любознательность, активность, которые дают толчок и побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.
«Эксперимент--- это планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении».
«Эксперимент. чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т. п.».
В узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения. Итак, как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если он основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Опыты могут повторяться много раз, единичный опыт чаще называют экспериментом. Понятие "опыт" еще и включает в себя накопленные знания.
Поэтому в некоторых случаях эти слова могут заменять друг друга, но в целом, значение слова опыт - шире.
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию в детском саду начинают проводить со 2-й младшей группы. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли бумажный кораблик? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.
В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень, о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
В более старшем возрасте на 5-м - 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например «Почему этот платочек высох быстрее?» (потому что он был на батарее); «Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему». Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Так же учить детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?
После каждого эксперимента следует приучать детей к самостоятельности приборке рабочего места.
Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, «Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней». Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.
Так, к примеру, в лаборатории может жить Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?». Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Правила при выборе темы экспериментальной деятельности :
-тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
-тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно;
-тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
-тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Особенности детского экспериментирования
- во время экспериментирования у детей должно сохраняться ощущение внутренней свободы;
- не следует жёстко придерживаться намеченного плана (иногда у ребенка получается совсем другой результат о котором не сказал или не знал воспитатель);
- воспитатель должен радоваться открытиям детей, даже ошибочным, одобрять попытки мыслить самостоятельно;
- дети не могут работать, не разговаривая;
- не увлекаться чрезмерно фиксированием результатов;
- не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием;
- нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, за совершение ошибок, неумение сформулировать выводы;
- учёт индивидуальных особенностей (кто работает медленнее – не давить на них);
- строгое соблюдение правил безопасности;(обязательное проговаривание вместе с детьми)
- родство детского экспериментирования с игрой.
- нельзя подменять анализ результатов эксперимента анализом поведения детей и их отношения к работе;
- нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, за совершение ошибок или неумение сформулировать выводы.
Структура эксперимента
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задач исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчёт об увиденном.
12. Формулирование выводов.
Соблюдение требований:
- тема должна быть интересной ребенку;
- быть знакомой и доступной для изучения;
- должна принести реальную пользу участникам исследования;
- быть оригинальной;
- в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
- чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;
Этапы знакомства с каждым новым материалом
1. Свободное обследование.
2. Совместная деятельность : взрослый – ребёнок (под непосредственным руководством взрослого).
3. Совместная деятельность : ребёнок – ребёнок (под косвенным руководством взрослого).
Соблюдение правил безопасности
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Безопасность объектов.
3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
4. Грязными руками не трогать глаза.
5. Не брать ничего в рот.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо :
• Вызвать интерес воспитанников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)
• Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
• Дозировать степень активности взрослого ( средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).
• Создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
В нашей группе создан уголок, в котором находится разнообразное оборудование:
емкости различных форм и размеров, пипетки, шприцы, увеличительные стекла, трубочки, измерительные приборы, вата, пенопласт, поролон. губки и т. д.
объекты неживой и живой природы: камешки, шишки, ракушки, листья, веточки, желуди, каштаны и т. д.
различные материалы: ткань, бумага, резина, стекло, магниты и т. д.
В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, проявляется интерес к поисково – исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.