Александра Михайловна Кузнецова
Консультация для педагогов «Как научить слепого ребенка играть»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов КГБОУ "Дудинская школа-интернат".
ТЕМА: «КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ИГРАТЬ».
Подготовила учитель-дефектолог, тифлопедагог Кузнецова А. М.
15.01.2021г.
Ребенок овладевает в игре многими жизненно важными навыками, которые пригодятся ему в дальнейшем. Однако не следует забывать о том, что игра сможет положительно повлиять на развитие ребенка только в том случае, если вы сами примете в ней активное участие, и в роли не пассивного наблюдателя, а участника и организатора. Это обусловлено тем, что дети с нарушениями зрения не могут без помощи взрослого подготовить условия для игры: подобрать игрушки, выбрать сюжет, распределить роли, выполнить действия, характерные для каждого персонажа, развернуть полноценный сюжет.
Публикация «Консультация для педагогов „Как научить слепого ребенка играть“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Темочки
Дефект зрения мешает им в полном объеме воспринимать окружающие предметы, подражать действиям, которые выполняет взрослый. Ваша помощь в этот период заключается в том, чтобы научить ребенка правильно пользоваться слухом, осязанием, обонянием и вкусом при восприятии окружающего мира и отражении своих впечатлений в игре.
Необходимо помочь ребенку научиться играть с предметами, игрушками, детьми. Руководя руками ребенка, следует показать, какие движения ему надо делать руками и телом. К сожалению, он не научится этому по подражанию, как дети с сохранным зрением, ему нужна наша поддержка и участие.
Процесс обучения игре у слепых детей длителен и сложен. Постарайтесь при этом следовать следующим правилам:
1. постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (называть их, рассказывать об их внешнем виде, характерных признаках, свойствах и особенностях, указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения);
2. предоставлять ребенку возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре, назначению;
3. создавать ребенку условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий с предметами и игрушками, не мешать ему, если он сам захочет познакомиться с новыми предметами;
4. при подборе игрушек руководствоваться не внешней привлекательностью, а возможностями и интересом ребенка. Игрушки желательно подбирать из разных материалов, средние по размеру, с четко выделенными деталями, реалистично отражающие тот объект, который они изображают (например, зайчик с длинными ушами, четко выделяющимися четырьмя лапами, маленьким хвостиком);
5. привлекать ребенка к выполнению некоторых простейших домашних дел (мытье посуды, подметание полов, поливка цветов, чистка овощей и т. д.). Это необходимо для расширения жизненного опыта ребенка и обогащения сюжета творческой игры.
Но, пожалуй, самое главное условие успешного обучения игре это положительный настрой на игру, как ребенка, так и взрослого. Очень важно, чтобы обучение игре воспринималось не как тяжелую обязанность, а как приятное и полезное времяпровождение.
Не огорчайтесь, если вначале ребенок не будет проявлять интереса к игрушке и действиям с ней, будет ее отталкивать и бросать. Дело в том, что ребенок сам не может догадаться о способе действия с игрушкой, и поэтому его надо научить. В большинстве случаев дети предпочитают крутить малознакомые игрушки в руках, трясти их, ударять ими о другие предметы, облизывать языком, прикасаться ими к лицу и т. п.
Пусть это вас не тревожит, потому что таким образом ребенок с нарушенным зрением познает свойства предметов и игрушек.
Подбирать погремушки разнообразные по форме и звучанию, чтобы ребенок в дальнейшем различал их, даже не касаясь рукой. Игрушки, предметы необходимо вкладывать в руки.
Сначала ребенок может не зажать ручку, но вы продолжайте давать ему различные предметы. Это необходимо для того, чтобы подготовить его к хватательным движениям. Позже ребенок начнет на мгновение задерживать в руке предмет, а затем резко им потрясывать. Вам следует использовать этот момент и предложить ребенку предметы с разнообразными звуками, раздающимися при встряхивании. Кроме стандартных, купленных в магазине погремушек, вы можете давать ребенку различные коробочки и баночки (тщательно закрытые, в которые насыпаны мелкие предметы (горох, крупа, пуговицы и т. п.). Со временем емкости могут быть более объемными, что будет стимулировать у ребенка стремление удерживать их обеими руками.
Сначала покажите ему, как он может найти игрушку, положить на стол 2-3 любимых игрушки, передвигая его ручку по поверхности стола и громко называя игрушки. Потом можете предоставить ему возможность для самостоятельных поисков, следя за тем, чтобы на столе всегда лежало что-нибудь занимательное для малыша.
Необходимо чтобы, ребенок постоянно имел в руках какой-либо предмет с интересной поверхностью, формой. Это могут быть не только игрушки, но и вещи, имеющиеся в каждом доме (катушки, кольца для занавесок, пластмассовые стаканчики, ситечки, ложки из дерева и другие безопасные для ребенка предметы). Учите его манипулировать этими предметами, чтобы вызвать различные звуки и этим привлечь ребенка к действиям с предлагаемыми предметами.
Поиграйте с малышом в игру «В коробку из коробки», научив класть и вынимать предметы из коробки.
Приведем примерный разговор взрослого с ребенком при ознакомлении его с погремушкой «Попугай». Вкладывая игрушку в руку ребенка, вы можете сказать следующее: «Я дам попугайчика, возьми его в ручку вот так (сжимаете ручку малыша с кулачок с вложенным хвостиком погремушки). Посмотри (Слово «посмотри» применяется в беседах с глубокими нарушениями зрения, даже если ребенок не видит игрушки. В этом случае под словом «посмотри» понимается слово «ощупай», какой он красивый и хороший, гладкий, прохладный. У него есть голова, туловище, хвост (вы проводите ладонями и пальцами рук ребенка вдоль погремушки, начиная с головы). Давай вместе снова возьмем попугая за хвостик. Не бойся, я тебе помогу. Сожми его в кулачке. Молодец! А теперь помаши им в разные стороны (вы своей рукой берете ручку ребенка вместе с игрушкой и совместно производите действие). Слышишь, как он громко гремит? Тебе нравится? Попробуй теперь сам так сделать. Умница!». Как только вы убедитесь в том, что ребенок может самостоятельно удерживать в руке игрушку, научите его перекладывать ее из одной руки в другую, а потом замените ее на другую игрушку и предложите произвести с ней ранее усвоенные действия.
Очень полезны для ребенка игры с бумагой, картоном, целлофаном, гофрированной бумагой (только не фольгой, она неприятна для осязания и холодит кожу пальцев). Покажите малышу, как можно сминать их, разрывать, складывать.
Учить ребенка обхватывать игрушку двумя руками и узнавать ее при этом по просьбе взрослого. Взрослый называет игрушку, предлагает ее малышу, просит повторить название.
Учить выделять две основные части игрушки (голову и туловище, обхватывая двумя ладонями (руки ребенка лежат на игрушке, руки взрослого направляют движение рук малыша при обследовании частей игрушки).
Учить разбирать игрушку несколькими способами:
взрослый держит пирамиду, ребенок двумя руками снимает голову клоуна со стержня пирамиды, кладет рядом с игрушкой, затем взрослый сначала держит пирамиду, прижимая ноги клоуна к поверхности стола или пола, и предлагает малышу двумя руками снять голову клоуна со стержня. Далее правая рука ребенка остается на вершине пирамиды, а левая скользит вдоль туловища вниз до ноги игрушки и обхватывает ее сверху (при этом взрослый может убрать свою руку или продолжать удерживать пирамиду, придавая ей большую устойчивость). После того, как ребенок сможет удерживать клоуна одной рукой, предложите ему снять кольца правой рукой удобным для него способом. Обязательно научите малыша класть снятые детали рядом с игрушкой, чтобы позднее он смог их найти.
Для разнообразия действий ребенка можно предложить ему кубики 4-5 штук сначала среднего размера (длина стороны 4-5 см, чтобы их удобно было брать в руку. Мы предлагаем научить ребенка следующим действиям с кубиками:
1. захватывать кубик одной рукой и отпускать его, обратив внимание ребенка на то, что кубик можно брать, обхватывая его сверху всеми пальцами руки или только двумя пальцами (большим и указательным);
2. перекладывать кубик из одной руки в другую, опускать его в коробочку или кастрюльку, стучать кубиком о кубик, предварительно научив удерживать в руках два кубика и т. д. ;
3. ставить кубики на пол или на стол рядом друг с другом («дорожка из кубиков»).
Периодически предлагаем новые игрушки. Наблюдаем за реакцией. По реакции ребенка вы поймете, приятна эта игрушка ему или нет. Если реакции негативная и игрушка его напугала, отложите знакомство с нею до следующего раза, но будьте настойчивы и обязательно предложите ему игрушку снова.
Если игрушка изображает животное, то обследование начинается с головы. Сначала выделяются наиболее крупные части: голова, туловище, лапы, хвост. Описываем: мягкий, пушистый, большая голова, лапы толстые, хвост короткий. При знакомстве с игрушкой можно за нее «говорить».
Кукла 30-35 см, одеваем, раздеваем, моем, кормим, укладываем спать в кроватку.
Параллельно с обучением сюжетной игре ребенку следует продолжать играть с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидки, бусами).
Можно предложить сортировать маленькие фигуры, вырезанные из картона, фанеры, пластика или органического стекла, которые ребенок будет складывать по форме или размеру, игры типа «Найди окошечко» или вкладыши Монтессори, когда ребенок соотносит отверстие и фигуру.
Все большее значение для ребенка в этом возрасте приобретают подвижные игры с мячом, в которых отрабатывается умение кидать мяч партнеру и ловить мяч, брошенный им разными способами, кидать мяч вдаль и другие движения.
Пришейте к коврику, на котором любит играть ваш малыш, кнопки, застёжки, пуговицы и петли, молнии, маленькие крючки; петельки, две ленты или два шнурка для завязывания и т. д. Для этой же цели пригодны игры на сортировку различных, не очень мелких, круп, гороха, фасоли, бусинок разной величины и других мелких предметов. Поиск предмета в крупе.