Алена Сизова
Консультация для педагогов «Как научить детей заботиться о природе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Забота об экологии – это вариация на тему «глаза боятся, голова думает, а руки ничего не делают». Можно сколь угодно осознавать серьезность экологических проблем, но бросать упаковку от чипсов мимо урны. Экологическое мышление невозможно навязать – его можно только привить, и чем раньше дети научатся заботиться о природе, беречь ее, тем больше шансов, что они продолжат это делать в зрелом, более сознательном возрасте.
Публикация «Консультация для педагогов „Как научить детей заботиться о природе?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ученые всего мира ломают голову над проблемами глобального потепления, усиления радиации, изменений солнечной активности и загрязнения мирового океана. Для нас же, обывателей, «экологичное» мышление – и соответствующий «экологичный» образ жизни – включает:
- экономию природных ресурсов;
- сокращение и сортировку мусора;
- вторичное использование отходов.
Педагоги и психологи выделяют 2 этапа в обучении детей основам экологии.
1 этап. Подготовительный
Невозможно научить ребенка заботиться об окружающем мире, если он о нем ничего не знает или знает мало. Известный педагог В. Сухомлинский утверждал: «Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать». Экология – это наука об эффективном взаимодействии и взаимосвязи всех природных систем, поэтому прежде чем внушать малышу, что нужно экономить воду, важно рассказать, откуда она появляется и зачем нужна. Как в интересной, игровой форме познакомить ребенка с окружающим миром, привить любовь к природе? Что может помочь родителям справиться с этой нелегкой задачей?
* Чтение сказок
Иносказательно в сказках есть посыл: как ты относишься к природе, так и она отнесется к тебе; поможешь зверюшке, потом та тебя выручит. Кстати, именно в русских сказках особенно эффективно взаимодействие человека и природы. Среди сказок, которые можно прочесть – «Волшебное кольцо», «Гуси-лебеди», «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке», «Конек-Горбунок» и другие.
* Прогулки на природе
Во время прогулок рассказывайте ребенку обо всем, что он видит и слышит – о пении птиц (или его отсутствии зимой – почему так? где же птицы, о разных видах деревьев, о том, какие животные живут в парке и т. д. Отвечайте на многочисленные детские «почему» : пока у ребенка есть естественное любопытство по отношению к окружающему миру, его нужно удовлетворять, иначе со временем малыш перестанет интересоваться тем, что происходит вне его привычного окружения и не касается повседневных забот.
* Чтение энциклопедий и справочников
В специальных детских изданиях в доступной форме рассказывается об окружающем мире и существующих в нем взаимосвязях. Превратите чтение подобных книг в ежедневный ритуал. Время от времени устраивайте конкурсы «всезнаек» и викторины с призами.
* Поход в контактный зоопарк
Возможность подержать, погладить и покормить животных выработает у ребенка доброе и внимательное к ним отношение: это уже будут не звери с картинок, а живые, осязаемые существа – «совсем как та морская свинка, что я кормил».
* Все взаимосвязано
Играйте с ребенком в игру «из чего это сделано?» и «откуда это появилось?» Зная о том, что бумагу делают из деревьев, а деревья помогают нам дышать чистым воздухом, ребенку будет проще смириться с тем, чтобы рисовать на обеих сторонах листа. Знакомьте детей и с устройством техники: если ребенок понимает, что на создание электричества где-то требуются природные ресурсы, ему будет проще понять, зачем это самое электричество экономить, требование перестанет быть абстрактным.
2 этап. Экологическое обучение
Когда ребенок уже знает о том, зачем нужны природные ресурсы, откуда растения получают питание, чем отличаются травоядные животные от хищников, его проще будет познакомить с важными экологическими проблемами и основными принципами заботы о природе на бытовом уровне.
* Экологические прогулки
Привычные уже прогулки можно превратить в мини-субботники - брать с собой перчатки и вместе с ребенком доносить мусор до урны, собирать опавшие листья в кучки и т. д. Придумайте оценочную систему, начисляйте друг другу баллы за проявления заботы о природе. Награждайте ребенка либо установленными в вашей семье способами (поход в кино, лакомства, либо специально придуманными «экологическими» грамотами и знаками отличия.
* Экологические стихи
Разучивайте с ребенком стихи об экологии – разучивание наизусть станет отличной тренировкой памяти и способом привить экологическое самосознание. Например, у С. Я. Маршака есть такое стихотворение:
Бережливым будь с водой
Шевельни опять рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
* Операция «Кормушка»
Зимой и весной делайте кормушки для птиц. Соревнуйтесь в наиболее необычных или, наоборот, функциональных вариантах и дизайнах. Регулярно насыпайте в свои кормушки хлебные крошки и зерна, подкармливайте птиц, наблюдайте за ними. Фотографируйте свои творения и «питомцев», устраивайте дома выставки или создавайте стенгазеты.
* Разумная экономия
Научите ребенка выключать воду за собой, когда закончит мыть руки. Пусть ребенок проверяет и следит за тем, чтобы ни один кран не капал.
* Раз и еще раз
Используйте по возможности предметы повторно - например, рисовать можно на обеих сторонах бумаги, а не только на одной.
* Сортировка мусора
Во время подготовительного этапа приучите ребенка всегда выкидывать за собой мусор в мусорное ведро (дома) или урну (на улице). Когда ребенок станет постарше, у вас появится возможность рассказать ему о сортировке – зачем она необходима, чем один вид мусора отличается от другого, - и сразу же перейти к практике. Найдите как можно ближе к своему дому контейнеры для разных видов мусора и начните сортировать мусор и торжественно выносить в подходящие контейнеры.
* Включить-выключить
Играйте с детьми в игру «поймай свет за хвост» - суть в том, чтобы выключать свет за собой в комнате, из которой уходишь (за это один балл). А если сумеешь выключить свет за кем-то, кто об этом забыл, то получаешь два балла (и минус один с забывчивого члена семьи). Придумайте наградную систему для «электро-оптимизатора».
* Игры фантазеров
Играйте с ребенком в игру «что случится, если вдруг. ?» Если вдруг исчезнут все насекомые - что произойдет? Если вдруг кончится пресная вода на планете, что будет с людьми и живыми существами? Если вдруг воздух на планете станет таким грязным, что сквозь него будет плохо видно, то что тогда делать? Не ограничивайте фантазию ребенка, но когда он предлагает вариант ответа, с которым согласны ученые-экологи, обращайте его внимание на то, как точно он угадал, и предлагайте искать выходы – пусть даже фантастические – из ситуации. Это для нас выход может казаться экзотическим или невозможным, но технологии на месте не стоят, и любое достижение прогресса когда-то было сумасшедшей идеей.
* Лес и огород своими руками
Играйте с ребенком в «теплицу», «сад», «лес» или «огород». Сажайте комнатные растения вместе, сажайте кусты и деревья в лесу или в парке, цветы на площадке. Ухаживайте вместе за посаженными растениями, торжественно собирайте урожаи с грядок.
* Конкурсы рисунков
Проводите семейные конкурсы рисунков на тему «береги природу» или экологические викторины - после чтения соответствующих книг и энциклопедий.
* Своими руками
Делайте поделки из природных материалов; переделывайте старые вещи в новые. Проводите конкурсы идей – «что и во что можно превратить», они полезны не только для воспитания экологического мышления, но и для стимулирования творческого и нестандартного мышления.
* Ни капли мимо
Играйте с ребенком – а лучше с компанией детей и всей семьей – в игру «сбережем воду». Если детей много, можно поделить их на две команды, выдать каждой по небольшому ведерку, наполненному водой, и устроить соревнование – кто быстрее «польет огород» (можно действительно поливать грядки, а можно просто выливать воду из ведерок в большое ведро с надписью «огород») и расплещет при этом меньше воды. Ведерко нужно передавать по эстафете. Если ребенок один, то можно создать для него небольшую полосу препятствий, которую нужно преодолеть, чтобы «полить огород».
* Экологическое домино
Нарисуйте или скачайте из интернета карточки, иллюстрирующие основные экологические проблемы (сложность варьируется в зависимости от возраста ребенка – это могут быть озоновые дыры, парниковый эффект или загрязнение воздуха выхлопными газами, увеличение количества оврагов и т. д.). На других карточках напишите варианты решения экологических проблем (по одному на одну карточку). Предложите ребенку (или компании детей) подобрать подходящие решения к каждой проблеме. Дополнительные очки начисляются, если ребенок смог предложить собственное, оригинальное и/или рациональное решение.
Пусть изучение экологии станет для ребенка увлекательной игрой, любовь к природе – стойкой привычкой, забота о ней – естественной потребностью. И, возможно, удовлетворяя эту потребность, наши дети сумеют решить многие из существующих экологических проблем.