наталья постолова
Консультация для педагогов «Как написать методическую разработку»
▼ Скачать
Развитие современной педагогики невозможно без создания новых методик.
Появление новых учебных дисциплин и их преподавание требует новых
методических разработок. Методическая разработка представляет собой пособие для преподавателя, в котором отражены цели, средства, методы и формы преподавания той или иной дисциплины. В методической разработке обязательно должен быть элемент новизны, иначе она никому не будет нужна. Методической разработкой может быть как конспект отдельного урока, так и методика преподавания курса в целом.
Публикация «Консультация для педагогов „Как написать методическую разработку“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Инструкция
1. Выберите тему. У опытных педагогов, которые давно работают по интересующей
их тематике, с этим проблем не возникает. Начинающему учителю или
воспитателю необходимо тщательно подойти к этому вопросу: тема должна быть востребованной, актуальной для общества и интересной другим педагогам.
2. Определите цель работы по данной теме. В конечном итоге она и станет целью данной методической разработки. Цель во многом зависит от того, что именно вы пишете. Для конспекта отдельного урока будет достаточно небольшой цели, которой можно достичь в ходе одного занятия — например, актуализация знаний по определенной теме, формирование одного или нескольких навыков. Для более крупных разработок нужны более крупные цели.
3. Если вы только начинаете работать по объемной теме, проведите начальный
эксперимент или диагностику. Выясните, в какой степени учащиеся обладают
качествами, которые вы бы хотели у них сформировать. Сформулируйте положения
относительно того, что нужно сделать, чтобы эти требуемые качества достигли
высокого уровня развития у всей группы учащихся. Исходя из этих данных,
определите направление работы.
4. Изучите литературу по данной теме. Выпишите, с чем вы не согласны и что
хотели бы взять для своей работы. Составьте план работы и начинайте копить
материал. После того, как вы проведете нужное количество уроков по теме,
организуйте диагностику или результирующий эксперимент и посмотрите,
насколько эффективна предложенная вами методика.
5. После того, как материал собран, приступайте к оформлению методической
разработки. Некоторые разделы можно начать писать заранее. Например,
аннотацию, где необходимо указать проблематику и предназначение данной
работы.
6. Напишите введение. В этой части необходимо указать, почему вы выбрали
именно эту тему, насколько она важна, что сделали в этом направлении ваши
предшественники, и какое развитие их методы получили в вашей работе. Можно дать краткий обзор имеющейся литературы. Введение — довольно короткая часть, оно занимает не более 2-3 страниц.
7. Основная часть наиболее объемна, и ее необходимо разделить на несколько более мелких разделов. Сначала необходимо указать, насколько важна предложенная вами тема, сколько времени вы отводите на ее изучение, какие знания даете учащимся и какие умения и навыки у них формируете. Укажите связь данного урока или раздела программы с другими частями курса, с другими учебными дисциплинами. Предложите читателям методы и формы обучения, которыми вы пользовались в своей работе. Здесь же можно рассказать о результатах
диагностики или начального и результирующего экспериментов.
8. В заключении сделайте выводы, объясните, почему лучше пользоваться
предложенными вами методами. Отдельным разделом укажите список
использованной литературы. Составьте приложения. В приложениях можете
привести рисунки и эскизы наглядного материала, таблицы, графики. Можно
наглядно оформить результаты экспериментов и указать их в приложениях.
Количество приложений обычно не ограничивается, чем их больше — тем удобнее будет вашим последователям пользоваться вашей методикой.
Как писать методические пособия
Методическое пособие – это документ, в котором подробно излагается оптимальная последовательность в освоении определенного научного или учебного материала.
Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследованиях. Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов.
1 Изучите существующие материалы по теме будущего пособия. Ознакомьтесь с основополагающими научными трудами по предмету и последними
исследовательскими данными. В качестве источников выбирайте не только
привычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ,
материалы научных конференций и симпозиумов, желательно, государственного и
международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый
научный вес.
2 Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим
решением будет самостоятельное прохождение всех этапов, в соответствии с
рекомендациями вашего же пособия. Это не только покажет его жизнеспособность,
но и может вскрыть некоторые неточности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.
3 Составьте план будущего пособия. Отразите в нём самое главное в виде тезисов и
коротких замечаний. Этот план-схема в дальнейшем послужит основой для
конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для
достижения наилучшего результата.
4 Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматриваемых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диаграммами и фото. Приведите конкретные примеры грамотного использования изложенной методики.
5 Создавая методическое пособие, старайтесь излагать материал как можно более простым и понятным языком. Подобные работы, в первую очередь, предназначены для людей, которые только начинают осваивать данный предмет.
6 Не забудьте указать в конце работы список использованной литературы, а также ваши рекомендации по учебным и научным материалам, изучение которых поможет в освоении данного предмета.