Татьяна Корягина
Консультация для педагогов «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА РЕЛАКСАЦИЮ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
В работе представлены специально подобранные упражнения на релаксацию, наиболее часто используемые педагогом-психологом в процессе образовательной деятельности и коррекционной работе.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Получая огромное количество информации, посещая детский сад, кружки и секции, они устают физически и эмоционально. Нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей, поэтому важным моментом в своей работе с дошкольниками я считаю использование упражнений на релаксацию.
Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения.
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и ненарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно учить его управлять своим телом. В процессе развития воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение нерной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым следует помнить об этом сталкиваясь с неожиданными или нежелательными детскими эмоциями. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает и чувствует, но можно ограничить форму проявления негативных эмоций.
Моя задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью я использую в своей работе упражнения на расслабление определенных частей тела или всего тела.
Итак, упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
«Ленивая кошечка»
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться как кошечка. Почувствовать как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».
«Задуй свечу»
Глубоко вздохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».
Упражнения на расслабление мышц лица:
«Рот на замочке»
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот, сильно сжав губы. Затем расслабить их.
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы)
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4-5 с.)
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
«Озорные щечки»
Набрать воздух, сильно надувая щеки, задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
Упражнения на расслабление мышц шеи:
«Любопытная Варвара»
И. П. : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, потом вправо. Вдох-выдох. Повторять по 2 раза в каждую сторону. Вернуться в И. П., расслабить мышцы.
Любопытная Варвара смотрит влево, смотритть вправо,
А потом опять вперед, тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в И. П., расслабить мышцы.
А Варвара смотрит вверх, дольше всех и дальше всех.
Возвращается обратно - расслабление приятно.
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди, затем вернуться в И. П., расслабить мышцы.
А теперь посмотрим вниз, мышцы шеи напряглись.
Возвращаемся обратно - расслабление приятно.
Упражнения на расслабление мышц рук:
«Пара»
Попеременное движение с напряжением и расслаблением мышц рук. Стоя друг против друга, и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая левую руку партнера. Другой рукой происходят движения наоборот.
«Вибрация»
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры!
Упражнения на расслабление мышц ног:
«Лошадки»
Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать не забудьте.
«Слон»
Поставить устойчиво ноги, представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а вторую поднять и с грохотом опустить на пол. Двигаться таким образом по комнате, произнося с выдохом «Ух».
Упражнения на расслабление всего тела:
«Снежная баба»
Дети представляют себя снежной бабой. Огромной, красивой, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две руки, торчащие в разные стороны, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро! Светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Сначала тает голова, потом одна рука, потом другая. Затем тает и туловище. Снежная баба превращается в лужицу. Дети изображают, как тает снежная баба.
«Бубенчик»
Дети ложатся на спину и отдыхают под звуки спокойной музыки. А «пробуждаются» под звуки бубенчика.
«Летний денек»
Дети ложатся на спину, расслабляют все мышцы и закрывают глаза. Под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываю, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица.
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
«Замедленное движение»
Дети садятся на край стула. Опираются о спинку, руки свободно кладут на колени. Ноги слегка расставлены. Дети спокойно сидят некоторое время под звуки спокойной музыки.
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно - расслабление приятно.
В процессе расслабления организм наилучшим способом перераспледеляет энергию. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными и внимательными. И, наоборот, заторможенные или скованные ребята приобретают бодрость и уверенность.
Системное использование упражнений на релаксацию позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Список литературы:
1. Леонова С. В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов» Логопед 2004г №6
2.https://4brain.ru/blog/упражнения-для-релаксации/