Мария Анисимова
Консультация для педагогов «Использование STEM-технологий для развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Использование STEM-технологии для развития детей раннего возраста»
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных и творческих способностей.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование STEM-технологий для развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому сегодня образование ориентировано на формирование умения воспитанников самостоятельно решать проблемные ситуации, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных и творческих способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей технического и творческого мышления, развитие исследовательских, конструкторских навыков. Решению данной задачи способствует STEM - образование.
Что такое STEM? Если расшифровать данную аббревиатуру, то в переводе с английского языка получится следующее:
S - science (естественные науки).
T - technology (технология).
E - engineering (инженерное искусство).
M – mathematics (математика).
Данные дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире. Именно поэтому сегодня система STEAM развивается, как один из основных трендов.
Одной из доступных и адаптированных программ, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество средствами STEM-технологии, является парциальная модульная программа Волосовец Т. В., Марковой В. А., Аверина С. А. «STEM - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Данная программа:
• направлена на интеллектуальное развитие дошкольников;
• предоставляет педагогу возможность сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
• формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
• объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
• позволяет детям в игровой форме учиться считать, измерять, сравнивать;
• помогает приобретать необходимые математические, инженерные навыки;
• развивает умение получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию.
Основные принципы программы:
• интегрированное обучение по темам, а не по предметам;
• применение научно-технических знаний в реальной жизни;
• развитие навыков критического мышления и разрешения проблем;
• формирование уверенности в своих силах;
• активная коммуникация и командная работа;
• развитие интереса к техническим дисциплинам;
• креативные и инновационные подходы к проектам;
• развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• ранняя профессиональная ориентация;
• подготовка детей к технологическим инновациям жизни;
• STEM является дополнением к обязательной части основной образовательной программы (ООП). STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения.
Реализация STEM - образования в условиях дошкольной организации проходит через организацию проектной и экспериментально-исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы является создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов. Ведь главный девиз STEM - программы : «Минимум теории, максимум практики».
Внедрение STEM образования в ДОО :
• создание смешанной предметно-пространственной среды, которая позволит осуществить проектно-экспериментальную исследовательскую деятельность, созданию кабинетов IT-технологий, STEM-лаборатории, LEGO-центров.
• STEM интегрирует различную деятельность дошкольников, которая объединяет все пять направлений, и дает возможность демонстрации результатов.
STЕM-технология эффективна в применении во всех видах детской деятельности, организуемых в условиях дошкольного учреждения:
• игра;
• конструирование;
• познавательно-исследовательская деятельность;
• образовательная деятельность;
• различные виды художественно-творческой деятельности;
• освоение технологий ХХI века (элементы программирования и цифровые технологии).
Программа «STEM - образование детей дошкольного возраста» включает в себя ряд образовательных модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей :
• «Дидактическая система Ф. Фрёбеля».
• «Экспериментирование с живой и неживой природой».
• «LEGO-конструирование».
• «Математическое развитие».
• «Робототехника».
• «Мультстудия “Я творю мир”».
Программа позволяет интегрировать модули для успешного решения образовательных задач в каждой возрастной группе.
Система внедрения в образовательный процесс SТЕМ-технологии строилась в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования на базе основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации с использованием элементов образовательного модуля «Математическое развитие».
Освоение математической действительности наиболее эффективно, если оно происходит в контексте практической и игровой деятельности, когда педагоги и родители создают условия для применения детьми знаний, полученных на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Образовательный модуль «Математическое развитие» объединяет всевозможные игры и пособия для арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики, которые подробно описаны в программе. В частности, авторы программы включили в перечень необходимого оборудования «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные счетные палочки Кюизенера», которые имеют огромный потенциал для интеллектуального и творческого развития дошкольников.