Людмила Бормотова
Консультация для педагогов «Использование песочной терапии в режимных моментах с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Бормотова Л. П.
МАДОУ ЦРР «Детский сад № 11» Пермский край, г. Кунгур
Использование песочной - терапии
в режимных моментах с детьми ОВЗ
В работе с детьми ОВЗ в режимных моментах мы используем арт – терапию.
Арт-терапия один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и эмоций.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование песочной терапии в режимных моментах с детьми ОВЗ“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Режим дня. Консультации для родителей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применимы.
Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение.
Существуют различные виды и методы арт-терапии, в своей практике я использовала следующие : изотерапия, песочная терапия; игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия.
Выбор методов и приемов в арт-терапии определяю исходя из :
- возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- с учётом их интересов и склонностей;
- особенностей и степенью отклонений в их развитии;
- в соответствии целям и задачами коррекции;
-Уважаемые коллеги, сегодня я познакомлю вас с одним из видов арт - терапии, которую мы применяем на практике в режимных моментах с детьми ЗПР.
1 слайд: Песочная терапия – одно из направлений арт-терапии (другими словами - лечение песком).
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Во-первых, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Во-вторых, развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук. Ребёнок учится прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, образного и пространственного мышления, пробуждение творческого потенциала ребёнка, а так же улучшает работу мозга.
2 слайд: Была она разработана Карлом Густавом Юнгом с целью «социального врачевания» личности, изменения стереотипов ее поведения и повышения адаптационных способностей по средствам художественной деятельности.
Сегодня я хотела бы познакомить вас с некоторыми приемами работы с песком, которые могли бы вам пригодиться в вашей работе.
-Нам потребуется:
• Деревянный ящик (50*70*8, голубого цвета (цвета моря, неба)
• Песок (морской или обычный, просеянный и прокаленный)
• Ящик должен быть заполнен песком на треть
• Для выравнивания поверхности потребуется линейка.
Первые занятия – это знакомство с ящиком для работы и песком.
3 слайд: Готовим пальцы.
Погладьте поверхность песка ладонями, а потом тыльной стороной руки. (-Что вы чувствуете)
-Погрузите руки в песок, пропустите песок через пальцы. (-Какие у вас возникли ощущения)
-Потрите крупицы песка между ладонями. Почувствуйте каждую песчинку. (-Отряхните ладони)
-Данные приемы можно использовать перед каждым занятием. Эти упражнения подготавливают пальцы для дальнейшей работы.
11 слайд: - После каждого упражнения выравнивайте песок линейкой.
4 слайд: «4 угла» - Знакомимся с 4 углами ящика. Нам потребуется 4 игрушки или геометрические фигуры, или картинки с изображением времени суток (утро, день, вечер, ночь).
- раскладываем картинки последовательно в каждый угол и проговариваю.
(Картинка с изображением утра находится в левом нижнем углу…. Далее дети отвечают на вопрос педагога, в каком углу находится определенная картинка) Вызываю коллегу к столу. Задаю вопросы. Благодарю.
5 слайд: «Прячутся картинки»
- Усложняем упражнение. Прячем картинки в песок, а ребенок должен их найти и назвать углы.
6 слайд: «Центр» - игрушка 1шт.
- В следующем упр. Используем игрушку (она должна мыться, должна быть безопасной для ребенка и, или утилизироваться).
-Педагог берет игрушку и ставит в центр ящика. Потом просит ребенка найти центр ящика и поставить туда игрушку. (Педагоги выполняют)
- Передвиньте игрушку вверх, теперь вниз, вправо-влево и т. д.
7 слайд: «Выкладываем палочки» - «веточка», «елочка»
- Берем палочки, и от правого нижнего угла выкладываем прямую линию до левого верхнего. (диагональ)
- по обе стороны прикладываем еще по 1 палочки. - Что получилось? (ответы)
- А как сделать, чтоб наша веточка подросла? (добавить еще палочек)
8 слайд: «Садим цветы» + (распылитель)
-Формируем стебель цветка и выкладываем цветы в:
• определенной последовательности;
• По количеству
• По цвету; и т. д.
9 слайд: Элементы рисования
10 слайд: Рисование песком
- А еще можно рисовать песком очень интересные картинки получаются с помощью:
Трафаретов;
Пальцев;
Отпечатков;
- Если отпечатать рядом ладони, получится бабочка, если одну ладонь с растопыренными пальцами – ежик.
11 слайд: «Создание композиций»
-Это может быть самостоятельная игра ребенка или совместная деятельность педагога и ребенка с использованием художественной литературы. Результаты использования арт-терапии в коррекционно - развивающей работе с детьми с ЗПР.
1. Повышение мотивации, что способно значительно оптимизировать развитие ребёнка.
2. Совместная деятельность педагога и ребенка, включающая арт-терапевтические технологии, даёт воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
3. Арт-терапия помогает устанавливать отношения в детском коллективе, познавать себя и окружающий мир.
4. В художественном творчестве ребенок - дошкольник воплощает свои эмоции и чувства.
5. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации.
- Спасибо за внимание!