Мусина Ольга Вячеславовна
Консультация для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Задача каждого педагога заключается в создании условий для выявления, воспитания и развития индивидуальных личностных задатков детей, а также в создании микросреды, способствующей формированию и максимально полной реализации их способностей.
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию личности ребенка, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Кинезиология. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Использование метода кинезиологии позволяет выявить скрытые способности ребёнка, расширить границы возможностей его мозга, улучшить память, внимание, речь, пространственное представление, развить мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- занятия проводятся систематично, ежедневно утром по 5-10 минут, без пропусков, в доброжелательной обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
В результате применения метода кинезиологии прослеживается положительная динамика в развитии интеллекта детей, улучшаются графические навыки и зрительно-моторная координация детей, формируется произвольность, улучшаются память, внимание, мышление и речь, активизируются познавательные процессы, снижается утомляемость.
Кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики
Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий мозга, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, стимулируют развитие речи.
«Кулак - ребро-ладонь»
Описание: Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.
«Колечко»
Ожерелье мы составим,
Маме мы его подарим.
Описание: Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками одновременно.
«Лезгинка»
Любим ручками играть
И лезгинку танцевать.
Описание: Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
«Ухо-нос»
Описание: Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
«Симметричные рисунки»
Описание: Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
«Зеркальное рисование»
Описание: Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально- симметричные рисунки, буквы и т. п.
Телесные упражнения
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, напряжение. Телесные упражнения помогают успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие.
«Велосипед»
Описание: Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснутся ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.
«Паровозик»
Описание: Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.
«Колено – локоть»
Описание: Выполнять стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
«Дерево»
Мы растем, растем, растем
И до неба достаем.
Описание: Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. Повторить 8-10 раз.
Глазодвигательные упражнения
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
«Глазки»
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
(Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (6 раз).
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
(Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
(Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 сек.)
«Горизонтальная восьмерка»
Описание: Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
«Глаз – путешественник»
Описание: Развесить в разных углах и по стенам кабинета различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
«Надуй шарик»
Описание: Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, вдыхать воздух, надувая в животе воображаемый шарик. Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
«Ныряльщик»
Описание; Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
«Дышим носом»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Описание: 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. То же самое проделать с левой ноздрей.
«Свеча»
Описание: Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.