Елена Нестерова
Консультация для педагогов «Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов "Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела) в работе с детьми с ОНР"
В связи со стратегией обновления системы дошкольного образования ведущая цель его заключается в развитии личности, реализации уникальных человеческих возможностей, так же нацеливает нас на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Охрана и укрепление здоровья детей - приоритетное направление образовательной политики государства. Мероприятия, связанные с охраной и укреплением здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, являются ведущими во всех программах дошкольного образования. В процессе формирования здоровьесберегающей среды дошкольников мы видим необходимость эффективно применять технологии творческого развития, так как реализация творческого потенциала личности способствует преумножению жизненных сил и ведёт к укреплению здоровья.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Кинезиология. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Таким образом, целью педагогической деятельности является создание совокупности условий для развития самостоятельной творческой активности детей, сохранение физического и психического здоровья каждого ребенка, инклюзивного образования.
Система работы в ДОУ с детьми ОНР предполагает проведение различных форм деятельности.
1. НОД по рисованию, лепке, аппликации
2. развитие тонкой моторики пальцев:
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
- работа с природным материалом (песочная и глиняная терапия)
- работа с бросовым материалом
- развивающие игры
- трудотерапия
3. Общеукрепляющие мероприятия:
- ручная терапия (игры – массажи)
-массаж пальцев рук и ладоней грецкими орехами, шестигранными карандашами, четками
- самомассаж
- водные процедуры для рук
- кинезиологические упражнения.
Все вышеперечисленные виды работы являются действенными при умелом руководстве опытного педагога. Наибольшую эффективность доказали кинезиологические упражнения как в структуре НОД по рисованию, так и в других видах деятельности.
НОД по рисованию с детьми с ОНР имеет следующую структуру и особенности: для активизации пальцев руки ребенка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики или самомассажа кистей рук и пальцев(1 часть) или кинезиологические упражнения.
Любое из предложенных упражнений можно использовать и после самостоятельной продуктивной деятельности детей (2 часть) по усмотрению педагога.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Рекомендуется использовать как в группах компенсирующего вида с ОНР (общим недоразвитием речи) в качестве коррекционной работы, так и в группах общеразвивающей направленности.
Примеры кинезиологических упражнений.
1. «Уши»
Цель: энергетизация мозга.
Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину.
2. «Колечко»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела)
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.
3. «Лягушка»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая рука лежит на поверхности стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
4. «Ухо – нос»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.
Предложить ребенку левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот»
5. «Зеркальное рисование»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля., элиминация зеркального восприятия.
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
- ускорение темпа выполнения,
- выполнение упражнений с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля,
- подключение движений глаз и языка к движениям рук,
- подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
Использование кинезиологических упражнений способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.