Любовь Карамушко
Консультация для педагогов «Интеллектуально-познавательное развитие ребёнка в процессе изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельно принимать решения, активно действовать. В связи с этим, объяснима ориентация научных исследований на различные подходы к определению содержания педагогического процесса в образовательных учреждениях, направленного на развитие творческой, когнитивной, мыслительной деятельности, т. е. на интеллектуальное развитие. Важность и своевременность интеллектуального развития детей до 7 лет не подлежат сомнению, ибо наукой доказано, что наиболее сенситивным периодом развития интеллекта является именно дошкольное детство. Особый интерес в развитии дошкольного образования вызывает идея Л. С. Выготского о том, что основным для воспитания дошкольников является организация его собственного опыта, а по мнению М. А. Холодной, ещё и ментального опыта (система индивидуальных интеллектуальных ресурсов, обуславливающая особенности познавательного отношения субъекта к миру и характер воспроизведения действительности в индивидуальном сознании.) Первый вид детского опыта - познавательный, когда дети активно усваивают и проживают его: удивляются, пробуют, ошибаются, а иногда даже спорят и пытаются доказать. Познавательная активность и направленность ребёнка позволяют ему самостоятельно приобретать различные сведения о мире вещей, об окружающей природе, о жизни людей, с которыми он постоянно сталкивается. Однако полученные подобным образом знания и представления поверхностны, отрывисты и бессистемны. Поэтому как педагогам, так и родителям необходимо осуществлять сопровождение интеллектуально – познавательного развития, чтобы ребёнок овладел способностью анализировать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи, преобразовывать и моделировать, причём важным является систематический, целенаправленный процесс, осуществляемый педагогом в образовательном учреждении. Задача формирования интеллектуального развития дошкольника, заявленная в педагогической концепции дошкольного учреждения, во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов и определяется правильно организованной средой ДОУ, в которую погружён ребёнок. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребёнка с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно – пространственной средой. Познавательное развитие формируется во всех без исключения контактах ребёнка со средой. Среди них не случайно особая роль отводится искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство - всегда творчество, где решаются не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развивается интеллектуально – творческий потенциал.
Публикация «Консультация для педагогов „Интеллектуально-познавательное развитие ребёнка в процессе изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Искусство обладает удивительной способностью – всесторонне воздействовать на человека – на его ум, сердце, чувства, и мысли. Оно оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах его развития, выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям. Это особая форма познания и видения жизни. Оно рисует мир в образах, формирует у детей умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, под влиянием взрослых дети приобретают способности аналико - синтетической деятельности (обводить предмет руками, выделять его свойства: форму, строение, величину, пропорции, цвет, расположение в пространстве). Возможность интеллектуального - познавательного развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни или из прочитанных книг – это своеобразный материал для работы мышления, воображения. Большую познавательную роль рисования отмечал К. Д. Ушинский. «Так как всё проникающее в человеческий разум идёт туда путём чувства, то первая стадия в развитии разума – это разумение чувственное, оно служит основанием для разумения умственного: первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза». Рисование, по мнению К. Д. Ушинского, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Характеризуя детское творчество и те психические процессы, которые включаются в художественную деятельность, один из видных педагогов А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Мы, знаем, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребёнка для того, чтобы успешнее развивать в нём творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своём творчестве виденное ими». Изобразительная деятельность имеет значение для интеллектуального развития и в силу того, что эта деятельность, являясь орудийной, позволяет детям овладевать орудиями и и через это познать опыт предметных действий человеческой деятельности. А. Н. Леонтьев в работе «Проблемы развития психики» отмечал: «Орудие представляет собой продукт материальной культуры, который в наиболее наглядной, вещественной форме несёт в себе типические черты человеческих творений. Это не только предмет, имеющий определённую форму и обладающий определёнными физическими свойствами. Орудие есть вместе с тем общественный предмет – предмет, в котором воплощены и закреплены исторически выработанные трудовые операции…»
Поэтому, занимаясь с детьми художественно - практической деятельностью, знакомя их с произведениями искусства, мы решаем не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развиваем интеллектуально-творческий потенциал ребёнка.