Ольга Поступинская
Консультация для педагогов «Индивидуальная и коррекционная работа в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная и коррекционная работа в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста
В настоящее время актуальным является раннее включение детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями в систему коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Большинство дошкольников до поступления в коррекционную группу детского сада имеют ряд дефицитов в познавательной деятельности. Одним из направлений, повышающих эффективность коррекционно-развивающего обучения, является индивидуальная коррекционная работа с детьми.
Публикация «Консультация для педагогов „Индивидуальная и коррекционная работа в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для того, чтобы индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствовала преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе образовательной деятельности со всей группой детей, она строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка. Такое изучение осуществляется как с позиции рассмотрения клинического диагноза, раскрывающего этиологию ребенка, так и на основании психолого-педагогического обследования.
Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляется индивидуальная программа обучения, главная цель которой – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов и сенсорной деятельности с учетом актуального уровня развития.
Данные психолого-педагогического обследования позволяют планировать и отбирать содержание для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с максимальным учетом возможностей и особенностей ребенка в рамках реализации основных программных требований.
Работа по индивидуальной программе осуществляется поэтапно:
Первый этап - формирование непосредственного эмоционального общения с детьми, предметно-игровой деятельности, сенсорного воспитания, развития моторики и основных движений. (Планомерно дети обучаются сначала действовать методом совмещенных действий, затем отраженно вслед за взрослыми, наконец, ориентируясь на тот образец действий, который был продемонстрирован взрослым.)
Второй этап – формирование у ребенка начального игрового опыта. (Дети обучаются способам обращения с сюжетными игрушками, простым игровым действиям. Постепенно ребенок начинает воспроизводить и узнавать в своих действиях действия взрослых людей, отождествлять свои игрушки с предметами деятельности взрослых. Это является предпосылкой для возникновения сюжетной игры.)
Третий этап – знакомство с формой, величиной, цветом, пространственными отношениями. (Дети учатся выделять эти качества в предметах и игрушках, ориентироваться на них при решении практических задач. Каждый ребенок овладевает умениями, в основе которых лежит выработка зрительно-двигательной координации.)
Указанные этапы индивидуальной работы тесно взаимосвязаны. Постепенный переход с одного этапа на другой позволяет формировать у ребенка возможности предпосылки для дальнейшего обучения.
Структура индивидуальных коррекционных занятий условно делится на три блока.
Блок 1. Развитие психических функций.
Основной задачей данного блока является развитие: внимания, памяти, восприятия, мышления. На индивидуальных коррекционных занятиях уделяется большое внимание развитию у детей кожно-кинестетического, акустического, зрительно-предметного восприятия, используются такие упражнения, как: «Узнай на ощупь», «Тихо – громко». Совершенствуется произвольная память детей через упражнения на запоминание, сохранение и воспроизведение материала: «Запомни – повтори», «Найди место в ряду». Для развития у детей способности к зрительному, слуховому непроизвольному и произвольному сосредоточению, способность к распределению, переключению, концентрации и устойчивости внимания используются игры и упражнения: «Чей домик?», «Найди отличия». А также на индивидуальных коррекционных занятиях формируются у детей первичные представления о причинных связях и постепенно под влиянием усложнения практической деятельности развиваются не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Для этого используются дидактические игры: «Парные картинки», «Что лишнее?».
Блок 2. Развитие пространственно-временных ориентировок и представлений.
Первой задачей индивидуальных коррекционных занятий этого блока является формирование и развитие у детей ориентировки в собственном теле, пространственных отношений предметов. Вторая задача - обучение детей пониманию и словесному обозначению пространственных отношений через упражнения на употребление пространственных предлогов и наречий. Понимание логико-грамматических конструкций, отражающих временные отношения. Третья задача этого блока – понимание временных последовательностей и ориентировка в интервалах времени.
Блок 3. Развитие мелкой моторики.
В индивидуальной коррекционной работе в рамках данного блока используются игры и упражнения, направленные на развитие статической и динамической координации движений пальцев рук ребенка, такие как: «Колечко», «Пальчики здороваются».
Особое значение для положительного результата индивидуальной коррекционной работы с ребенком имеет помощь и поддержка со стороны родителей. С этой целью родители привлекаются к совместной работе по коррекции и развитию психических процессов у детей и используются такие формы работы как: индивидуальное консультирование родителей, показ методов и приемов в работе с ребенком, родительские собрания, открытее мероприятия.
Таким образом можно сделать вывод, что такая форма работы, как индивидуальные коррекционные занятия является наиболее эффективной, так как дает:
- возможность рационального использования периода обучения;
- положительную результативность;
-возможность реализовать и закрепить полученные знания, умения и навыки ребенка в совместной деятельности;
- творческую новизну в работе;
- возможность полноценного включения в совместную образовательную деятельность с группой детей.
Именно в индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки.