Татьяна Созыкина
Консультация для педагогов «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения
как атрибут деловых отношений и профессионального успеха»
«Много тысяч лет тому назад увидел БОГ, что множатся пороки людей и решил им помочь. Создал он Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?». Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий воду – от Бога. И только четвёртый, Высокий Дух изрё к: «Вложи в каждого человека жажду познания и дай им учителя». Послал Бог на землю учителей Моисея, Иисуса Христа, Будду, Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных на земле рождаются ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это – учителя!».
Публикация «Консультация для педагогов „Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Воспитатель – первый, после мамы, учитель, который встречается детям на жизненном пути. И от того, насколько он способен отдавать своё сердце детям, зависит радостное проживание детства ребёнком, вся его дальнейшая жизнь. Для этого нам необходимо быть в центре событий, знать и понимать многое, оставаться неуспокоенным, неравнодушным, стремиться к самосовершенствованию.
Все это является составляющими нашего педагогического имиджа.
Имидж является необходимым атрибутом деловых отношений и составляет сегодня часть профессионального успеха. Опора на собственный имидж сегодня нужна в каждой профессии, тем более воспитателю, который является представителем большого коллектива, несущего свой образ, свое лицо. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т. п.
Имидж - это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь,
отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь» (С. И. Ожегов).
В последние время вопрос формирования имиджа приобрел огромное значение. И это понятно, ведь та часть нас, которую мы демонстрируем и выставляем напоказ, оказывает немалое влияние на большую часть нашего окружения. Поэтому правильный подход к формированию собственного имиджа, является залогом успеха многих мероприятий.
Понятие «имидж» вошло в нашу жизнь в начале 60-х годов XX столетия. Оно происходит от латинского слова imago - «образ», которое связано с другим латинским словом imitate, то есть «имитировать, воспроизводить».
В русском языке есть термин, который трактуется так же, как и английский термин «имидж». Согласно словарной статье «Словаря русского языка» С. И. Ожегова, это - «мнение» как «суждение», выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь». «Имидж» и «мнение» - достаточно близкие по своему содержанию термины, различие лишь в том, что «имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях «имидж человека, семьи, организации», а «мнение» - в словосочетаниях «мнение о человеке, семье, организации».
То есть, «имидж» - это то, что у Вас, а «мнение» - это то, что у них о Вас.
Имидж - это своего рода камуфляж, создающий у окружающих людей то впечатление, в котором нуждается его носитель. Имидж выступаег как общественное признание и оценочное отношение. Основными мотивами самопрезентации являются:
• стремление к развитию отношений с людьми.
• самоутверждение личности
Кто же создает имидж?
во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.
во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т. п.
в-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.
в-четвертых, его создают друзья, родные, сотрудники.
Имидж дошкольного образовательного учреждения как организации может создаваться в различных содержательных пластах:
• имидж руководителя
• имидж воспитателей (индивидуально)
• корпоративная культура (команда)
• имидж проекта или услуги
• дизайн и фирменный стиль
Имидж педагога – это образ педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Внутренний имидж – это взгляд на свою профессию, работу в ДОУ глазами сотрудников, а также глазами родителей и детей при общении с ними. Он проявляется в отношении сотрудников к работе, руководителю и родителям, их энтузиазме, преданности детскому саду.
Внешний имидж (“осязаемый” имидж, связанный с пятью человеческими чувствами.
«Я есть то, чем признают меня окружающие» (У. Джеймс). И с этим не поспоришь!
Имидж педагога можно разделить на несколько составляющих
• Это сам образ, т. е. целостная картинка, возникающая в сознании детей, родителей, коллег, когда они видят и воспринимают педагога. А так же то, что в последствие остается в их памяти, когда педагог уходит (жизнерадостный, доброжелательный, серьезный, умный, ласковый, хмурый, злой).
• Это внешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, прическу. Внешний вид педагога, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение в процессе образовательной деятельности, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Старинная пословица гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Первые 20 секунд педагога внимательно оглядывают: обувь, прическу, отмечают манеру держаться, оценивают осанку, смотрят на лицо. Следующие 20 секунд оценивают умение говорить и слушать, затем определяют коммуникабельность и следят за жестами. Дети дошкольного возраста активно реагируют на непосредственные впечатления, доставленные зрительными и слуховыми рецепторами, поэтому их внимание, прежде всего, ориентированно на внешние характеристики окружающих их воспитателей, родителей. Внешний облик позволяет привлечь к себе внимание, создать положительный образ, следует помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться, ухаживать за прической, ногами, обувью, одеждой, перенимают жесты, мимику, даже говорят с той же интонацией, что и педагог.
• Речь педагога. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником культурной речи. Поэтому педагог должен правильно говорить: иметь хорошую дикцию, уметь выдержать определенные громкость и темп, сделать речь интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Одной из составляющих речи является качество голоса педагога. Голос важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:
– голос не должен вызывать неприятных ощущений, должен обладать благозвучностью;
– педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения;
– педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;
– с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения;
– голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.
Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях, которые он должен предъявлять к воспитанникам:
• воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети;
• необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей);
• необходимо систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки;
• уделять внимание речи детей не только в процессе занятий, но и в повседневной деятельности.
Автор книг «Речевое развитие дошкольников», «Теория и методика развития речи детей» Алексеева Муза Михайловна, отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи». Именно поэтому к речи педагога детского сада, сегодня предъявляются высокие требования, и повышение культуры речи
• Внутренний аспект - это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом, творческие замыслы, хобби. Влияние педагога тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора педагога, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому, того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому. Индивидуальность педагога - главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует детей, пробуждает у них тоже отношение к делу
• Ценностный компонент, который определяется жизненной позицией педагога, приоритетами, установками.
• Профессиональная репутация педагога, к которой можно отнести наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей, коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, авторские сайты, публикации. «Важно, что о вас говорят, ещё важнее, что для вас делают, но самое главное, что о вас думают. Думают, о вас хорошо — и вам могут простить многое, если, нет, — то вам не помогут и заслуги», говорили древние философы.
• Общительность. Хороший педагог не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с детьми: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика - юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.
Каким бы специалистом ни был воспитатель, он должен постоянно совершенствовать свои личные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж и образ личностного «Я». Успешно созданный педагогический имидж влияет на самопрезентацию педагога и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.