Гришаева Нина Ивановна
Консультация для педагогов «Игры за веселым столом»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры за веселым столом
Подготовил:
Учитель – логопед
Гришаева Нина Ивановна
Игра пронизывает всю жизнь
ребёнка, это норма даже тогда,
когда малыш делает серьезное
дело. Вся его жизнь - это игра.
А. С. Макаренко
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.
Задачи:
1. Формировать представление о значимости игры для речевого развития детей;
2. Знакомить воспитателей с особенностями проведения речевых игр с дошкольниками;
Публикация «Консультация для педагогов „Игры за веселым столом“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
3. Давать педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речи детей.
Оборудование: полоска, памятки-буклеты.
. Сегодня мы поговорим с вами о речи. Грамотная речь ребёнка – важное условие его нормального развития, а в дальнейшем успеваемости в школе. Ведь, основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра. Чтобы детство было счастливым и радостным, детей необходимо вовлекать в различные игры. Играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. При проведении любой игры нужно помнить золотое правило: ребёнку должно быть интересно и комфортно.
Игры бывают разные : подвижные, сюжетно-ролевые, настольно – печатные. Но сегодня я хочу предложить вам «застольные» речевые игры, на организацию которых не нужно тратить времени и которые с пользой для ребёнка могут быть выбраны как часть досуга.
Правильное речевое дыхание очень важно для развития речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике. Необходимо соблюдать: вдох (носом, выдох (ртом, плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.
«Горох»
Что-то спряталось на дне.
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья.
(На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребёнка-раздуть горох с середины и увидеть картинку).
«Самолётики»
Самолёт построил я
Поиграть зову вас я.
Чей дальше улетит.
Тот пилот и победит.
(Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе, каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает)
«Курочка Ряба»
Курочка Ряба яички снесла,
Ребятишек к себе позвала.
Нужно яички срочно поймать,
Не уронить, в корзинку собрать.
(Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола).
«Мяч»
Будем вчетвером играть,
Мяч по полю мы гонять.
У кого мячик упал,
Тот выходит, проиграл.
(вокруг круглого стола встают четыре игрока, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал. Тот выходит из игры).
Большую роль в развитии звукопроизношения играет артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных упражнений - трудная работа для ребенка, сделайте ее интересной для детей младшего возраста, поможет сказка «Путешествие язычка»
Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно рот закрыт и страшно.
рот закрыт
Стал он искать выход. Сначала в одну щечку постучал, потом в другую — дети «протыкают» языком сначала одну щеку, потом другую.
Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем и нижнюю губу.
«протыкают» сначала верхнюю, затем нижнюю губу.
В это время Ротик зевнул и открылся.
зевают
Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать.
покусывают кончик языка.
Зубки покусали Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой
покусывают язык слева и справа
Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать.
покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад
А Зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю.
Покусывают верхнюю губу по всей длине, затем нижнюю.
Потом Зубки попытались откусить кусочек щеки
Закусывают изнутри щеки боковыми зубами.
Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»
Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки.
Чистят языком верхние и нижние зубы
Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать».
С детьми постарше
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
(Упражнение "Окно")
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
(Упражнение "Иголочка - Лопаточка")
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение "Улыбка")
Затем увидел маляра:
Красить потолок пора
(Упражнение "Маляр")
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо
(Упражнение "Заборчик")
Язычок наш погулял,
Много нового узнал.
Он немного притаился-
К себе в домик воротился.
Сегодня я покажу вам несколько игр и игровых упражнений, которые мы используем в работе для развития звуковой культуры речи.
Игры на развитие фонематического слуха
Детям младшего возраста нужно слушать и распознавать разные звуки (шум транспорта, улицы, голоса).
Игра «Колхозный двор», «В лесу»
Взрослый подражает голосам домашних и диких животных и птиц (ку-ку» - кукушка, «уф-уф» - сова, «у-у»- волк, «иго-го» -лошадь, «мяу-мяу»- кошка, «му-му»- корова, а ребёнок угадывает.
С детьми постарше можно играть в игру «Услышь слово».
Взрослый отчетливо произносит ряд слов, а ребёнок слушает и называет слово, которое отличается от остальных по своему звуковому составу:
Винт- винт - бинт – винт,
билет-балет - балет- балет;
дудка- будка-дудка-дудка.
Игра «Придумай слово»
Детям младшего возраста в качестве подсказки можно использовать картинки.
У зайца длинные (уши). В огороде выросли (овощи). Наступила золотая (осень).
С детьми постарше можно играть в игру «Закончи предложение»
Взрослый просит ребёнка закончить, одним словом предложения; назвать первый звук в каждом из этих слов.
На крышу поставили телевизионную… (антенну). Солдат стреляет из (автомата). Маше купили новую (игрушку).
Игры на определение количество слогов в слове или на умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Для младшего возраста игра «Раздели слова на слоги»
Взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый слог.
Помидор, огурец, тыква, лук…
Для старшего возраста игра «Придумай слово»
Детям предлагается придумать слово с заданным количеством слогов, слово с заданным звуком в начале, середине, конце слова.
Игры на развитие лексико-грамматических конструкций
Игра «Подбери признак» или «Какой предмет?»
Взрослый показывает предмет и называет его, а ребенок перечисляет его признаки. Например: «Яблоко красное, круглое, сладкое».
Мяч (какой) — резиновый, круглый, красивый, прыгучий, большой, твердый, гладкий.
Кукла (какая) — нарядная, красивая, большая, пластмассовая.
«Кто знает, пусть продолжает»
Взрослый называет слово с обобщенным значением (например, «мебель», а ребенок произносит слова с конкретным значением (например, «диван, кресло, стол, стул»).
Игра «Назови одним словом»
Детям младшего возраста предлагаются картинки с изображением машина, кукла, мяч — это что? и т. д.
Игра «Назови ласково»
Взрослый называет слово «дерево», а ребенок должен сказать «деревце» (улица— улочка, дом— домик и т. п.).
Детям младшего возраста предлагаются картинки с изображением больших и маленьких птиц, предметов. «Петух большой — цыпленок маленький, утка большая — утенок маленький Мяч большой — мячик маленький. Кукла большая — куколка маленькая» и т. д.
Игра «Считай и называй»
Дети считают предметы: «Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей…».
Детям младшего возраста Игра «Посчитай-ка» от трёх до пяти.
Уважаемые коллеги, наша встреча сегодня подошла к концу. Я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что консультация была информативна, полезна и интересна.
На ваших столах лежат цветочные полоски. Логопед предлагает участникам оценить информацию, полученную на мастер-классе:
—красная полоска— «считаю полученную информацию полезной»;
—синяя полоска— «считаю информацию недостаточно полезной»;
—зеленая полоска— «мне на мастер-классе было не интересно».
Вы можете написать название игр, которые вам больше всего понравились, и отзыв. Удачи вам!