Ирина Сергеева
Консультация для педагогов «Игры с песком и водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с песком и водой – одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям ребят. К тому же они способствуют оздоровлению и закаливанию детей, так как организуются на свежем воздухе, в теплый период года. Они благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию.
Публикация «Консультация для педагогов „Игры с песком и водой“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Песок должен быть чистым- просеянным и влажным, через 2-3 дня его необходимо перелопачивать, чтобы он не слеживался. В группах детей раннего и младшего возраста нецелесообразно отводить большие площади для строительства, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, не объединяют их общим содержанием, сооружения еще несовершенны и просты. Для них удобны небольшие переносные песочницы (120+120 см. ,глубина, 20см, высота 50-60 см.). Желательно, чтобы на участке было 2-3 такие песочницы. Песок периодически (1 раз в неделю) промывается из шланга (вода при этом должна свободно стекать на землю). При необходимости песочницы закрываются полиэтиленовой пленкой или специальным тентом.
Для детей средней группы тоже можно использовать на участке подобные переносные песочницы.
Дети старшего возраста создают крупные коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный характер, отличаются конструктивной сложностью. Песочницы нужно размещать в тени деревьев, чтобы оградить детей от перегрева на солнце, а песок от постоянного пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются зонты-тенты.
Для работы с песком детям раннего возраста предлагают пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся., а также дополнительные материалы: дома, деревья, изображения животных и людей. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки.
Хранить игрушки для игр с пеком можно в корзинах, сетчатых сумках, стойках с сетками.
Игры с водой
Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.
Играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Также, с помощью воды, дети могут рисовать (техника эбру, что положительно влияет на выражение внутреннего мира ребенка. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:
1. Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).
2. Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.
3. Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).
4. Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.
5. Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко - близко. Помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.
6. Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.
7. Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.
8. В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.
9. В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.
10. Снимаем психическое напряжение и агрессию.
11. Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Педагоги должны опираться на опыт детей, их знания, умения, развивать сообразительность, смекалку, творчество, чтобы в играх с песком и водой кипела активная детская жизнь, интересная и содержательная.
ПЕРЕЧЕНЬ ИГР:
Игра №1 «Дождик»
Необходимое оборудование: лейка, пластмассовые игрушки, центр «Песок-вода»
Ход: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте ребенку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Игра способствует развитию речи и установлению эмоционального контакта, между педагогом и ребенком.
Игра № 2 «Кораблики»
Необходимое оборудование: таз, бумага, центр «Песок-вода»
Ход: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Игра № 3 «Поплывет или утонет»
Необходимое оборудование: таз, различные мелкие предметы, центр «Песок-вода»
Ход: Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему мелкие предметы (пуговицы,камушки,лоскуты ткани,мелкие игрушки, теннисный мяч)и. т. д. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Проговаривайте действия выполняемые ребенком. Объясняйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
Игра №4 «Необыкновенные следы»
Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок.
Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью, кулачками, кончиками пальцев). Проговариваем действия ребёнка. Показываем ребёнку, что при прикосновении к влажному песку остаются следы.
Данная игра способствует развитию тактильной чувствительности, воспитывает положительное отношение к играм с песком.
Игра № 5 «Прыгающий шарик»
Необходимое оборудование: пластмассовый шарик для тенниса
Ход: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё
Игра способствует развитию зрительного внимания и установлению эмоционального контакта, между взрослым и ребёнком.
Игра № 6 «Взбивание пены»
Необходимое оборудование: таз с водой, венчик, жидкое мыло, центр «Песок-вода», зайчик.
Приходит в гости зайчик, он хочет показать ребятам, как взбивается пена. Ребёнок наливает немного жидкого мыла и с помощью венчика взбивает пену. Наблюдает за взбитой пеной
Игра №7 «Необыкновенные следы»
Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок.
Детям предлагается сделать отпечатки собственных рук (ладонью, кулачками, кончиками пальцев). Проговариваем действия ребёнка. Показываем ребёнку,что при прикосновении к влажному песку остаются следы.
Данная игра способствует развитию тактильной чувствительности, воспитывает положительное отношение к играм с песком.
Игра №8 «Дорожки»
Необходимое оборудование: разноцветные камушки, центр «песок-вода», влажный песок, лошадка
Детям предлагают нарисовать пальчиками дорожки, а затем они выкладывают разноцветные камушки (украшают дорожки). Далее предлагаем взять в руки лошадку и «погулять» по дорожкам (проговариваем цок-цок-цок).
Данная игра способствует развитию артикуляционного аппарата, активного и пассивного словаря.
Игра № 9 «Поливаем цветы»
Необходимое оборудование: детская лейка, игрушка-кошка
Ход: В гости приходит кошка и предлагает ребятам полить цветы. Подойдите к растущему цветку и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть ребёнок сам польёт цветок. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку, леечку возьмем
И воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка
Игра №10 «Давайте познакомимся»
Необходимое оборудование: Центр «Песок-вода», лейка, песок, вода.
Ход: Ребенку предлагается потрогать сухой песок (сделать в песке пальчиковую гимнастику, затем взять лейку и вместе с ребенком полить сухой песок (проговаривать свои действия, песок стал влажным. Показываем ребенку, что из влажного песка можно лепить куличи и. т. д. С помощью игры формируем навык практического экспериментирования, учим способам обследования материала.