Екатерина Андреева
Консультация для педагогов «Игры на песке»
▼ Скачать +Заказ
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок- прекрасный природный материал для развития окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста.
Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы создаем естественную стимулирующую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Цели и задачи игр на песке :
Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.
Снимают мышечное напряжение.
Публикация «Консультация для педагогов „Игры на песке“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Помогают ребенку чувствовать себя защищенным.
Развивают активность, расширяют жизненный опыт.
Стабилизируют эмоциональные состояния.
Позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью.
Преодолевают комплекс «плохого художника».
Развивают творческие действия.
Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку.
Способствуют расширению словарного запаса.
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики
Отпечатки ваших рук
На ровной поверхности песка дети и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Обсудить ощущения с ребенком.
Можно:
- “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
- «Необыкновенные следы» - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.,
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).
- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.
- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на твердой поверхности.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- повторить или продолжить рисовать узор взрослого.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт самоанализа. Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Игры на регуляцию мышечного напряжения, расслабление
Песочный дождик. Рассказать о том, что в песочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Сыпать песок из кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь, на каждый пальчик. Можно сделать дождик, разбрызгивая воду из пульверизатора. Лить из лейки на одну сторону песочницы, после дождя появляется ручеек и озеро. Песочный ветер, выдувать воздух из трубочки, можно рисовать различные узоры.
Что же спрятано в песке? (Раскопки)
Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
Всем известна пляжная игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину” : она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - “сапера”, откопать “мину”, не дотрагиваясь до нее.
“Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.
Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.
Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и наощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры “Чудесный мешочек”) и т. п.
Можно засекречивать фигурки, предметы, буквы, цифры, геометрические фигуры.
Можно загадывать загадки, а отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или “пишет” отгадку, вылепливая песочные буквы. Или наоборот окопать предметы, а затем отгадывая загадку показывать правильный предмет.
Песочные прятки. Ребенок закрывает глаза, а игрушки прячутся в песок. Искать их можно разными способами – раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Выложить несколько игрушек, одну спрятать или поменять местами, что изменилось.
Моделирование игр-сказок на песке
Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. Например:
“В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.
Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось. Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.
Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй. ”
Этапы игры
Средства
1. Введение в игровую среду Установка на внимательное слушание и активное участие. - присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний.
2. Знакомство с игрой и ее героями Прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.)
3. Моделирование конфликта, трудностей Детям зачитывается продолжение истории, в которой происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения, драконы, чудовища, ураган и т. д.)
4. Выбор помощи
Обращение к ребенку за помощью: - что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? Только ты (вы) с таким добрым сердцем сможете помочь жителям этой страны.
5. Борьба и победа Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они мудрецы и рыцари, феи и волшебники
Именно на песке мы можем создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом, мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Например, используя фигурки доисторических животных и людей, мы знакомим ребенка с жизнью Древней Земли. Выкладывая в песочнице красивые ракушки, кораллы, фигурки морских жителей, совместно с ребенком мы отправляемся в “Подводную Одиссею”, как Жак Ив Кусто. Побывать на Марсе или других планетах, нам помогут камни, детали конструкторов (например, “Лего”, фигурки трансформеров или космонавтов.
Но мы можем путешествовать и по нашей истории: создавать селения древних славян из соломок и палочек, рисовать и вырезать фигурки жителей первых русских городов, строить крепости, защищать свой город от врагов, воссоздавать быт кочевых и оседлых племен. В песочнице мы можем защищать Новгород и Полтаву, закладывать Санкт-Петербург, побывать на первых верфях Петра Первого, поучаствовать в Ассамблеях.