Людмила Моисеева
Консультация для педагогов «Играем в сказку» (развитие речи дошкольников посредством сказок)
Проблема развития речи является одной из актуальных задач дошкольного возраста. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Речевое развитие ребёнка происходит на примере литературных произведений и неотделимо от знакомства ребёнка со сказкой. Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают сказки, стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам. Шаг, за шагом, через сказки, песенки, прибаутки, стихи, потешки, можно научить ребёнка размышлять, выражать свои мысли правильными и распространенными предложениями.
Публикация «Консультация для педагогов „Играем в сказку“ (развитие речи дошкольников посредством сказок)» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Ответственных родителей тоже интересует вопрос гармоничного развития ребенка. Им хочется, чтобы малыш не отставал от сверстников или даже опережал их.
Развивать все характеристики речи можно через сказки. Чтение сказок подходит детям в любом возрасте. Они получают мощный стимул к развитию в увлекательной форме. Во время слушания у детей активизируется память, внимание, воображение, обогащается словарный запас. Игры по прочитанному сюжету зарождают творческие способности, улучшают мышление, учат фантазировать. Инсценировки, обсуждения сказки, творчество — мощные средства для развития речи. У детей улучшается произношение. Они учатся говорить связно и выразительно.
Одно из самых увлекательных занятий для ребенка любого возраста — игра в сказку. Малышам подойдут игры с «одушевлением» героев, игры-инсценировки. Им понравится, если игрушки оживут и разыграют представление. Детям захочется повторить лай собаки или сказать маме, кто из героев спрятался за ширму. Ребятам постарше будет интересно разыгрывать сказку по ролям, выступая за любимого персонажа.
Как играть с ребенком в сказку :
Ребятам среднего и старшего дошкольного возраста можно предложить творческие задания. Они задействуют воображение. Обязательно надо поддерживать идеи детей. Вначале ребенок может затрудняться фантазировать вслух на тему сказки. Поэтому взрослый должен помочь наводящими вопросами. Ребенок с удовольствием послушает историю, в которой герои смешались и попали в забавные ситуации. Скоро он захочет взять инициативу на себя и тоже придумает смешную сказку.
Чтение сказок — мощное средство для всестороннего развития ребенка. Оно обогащает словарный запас, активизирует речь. Обсуждение прочитанного, позволит лучше мыслить, разовьет логику, научит анализировать. Пересказ поможет ребенку связно излагать мысли и улучшит память. Игры в сказку, создание творческих поделок повысят уверенность в себе, разовьют воображение и художественный дар. Важно показывать положительный пример, читать книги самим. Взрослому надо изучать с ребенком разнообразные по жанрам книги. Полезно читать и те, которые выбирают сами дети. Любовь к книгам — один из важнейших шагов к успешности в будущем.
Использование сказок в развитии речи дошкольника занимает одно из важных мест. Сказка позволяет ребёнку в простой форме оценить существующие проблемы. Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и прoстранстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло, помогают расширить словарный запас, правильно строить диалоги, делают речь эмоциональной, образной, красивой, развивают фантазию и воображение.
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
Очень важно: формировать у детей интерес к книге, учить внимательно слушать и слышать литературные произведения, помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении, устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать, учить самостоятельно пересказывать и инсценировать сказки, побуждать к творческому использованию литературного материала, собственному сочинению.