Инесса Азарова
Консультация для педагогов и родителей «Гендерное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей
Гендерное воспитание дошкольников
Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Гендерное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание?
Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость) : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Программно-методическим обеспечением дошкольных программ гендерные особенности не учитываются. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя. Ввели использование термина «гендер», который означает социальный пол, пол как продукт культуры. А гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Средства формирования гендерной идентичности дошкольников
Предметно-развивающая среда. Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.
Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогать развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, будут поощрять независимое, соревновательское и лидерское поведение.
С учетом гендерного подхода, помимо общепринятых, в группах должны быть введены следующие элементы предметно-развивающей среды:
• мини-среда мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерских с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты, столы для разделки продуктов, приготовления пищи, доски для глаженья кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);
• куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующие выполнению различных социальных ролей);
• схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы и т. п., обозначающие социально-ценные качества мальчика и девочки и т. п.
• уголки красоты, позволяющие ребенку самостоятельно навести порядок во внешнем виде;
• мини-среда светского этикета («Театр», «Концерт», «Прием гостей» и т. п., где сосредоточены предметы, обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.
Работа с детьми
Модель педагогического процесса строится таким образом, чтобы при наличии смешанных групп использовался дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
В группах старшего дошкольного возраста проводятся циклы развивающих игровых занятий-тренингов. Целью программы является развитие адекватных способов маскулинного и фемининного поведения, формирование позитивного принятия ребенком себя как представителя определенного пола и положительного отношения каждого ребенка к своей настоящей и будущей социальной половой роли в семье и обществе.
Цель и содержание различных видов образовательной деятельности следует формулировать с учетом половой принадлежности детей.
На физкультуре следует планировать разную дозировку упражнений и разные основные виды движений для мальчиков и девочек; на музыкальных занятиях подбирать репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера с учетом пола детей; на занятиях по математике использовать разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т. д.
Познавательная деятельность должна быть направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. С этой целью детей нужно знакомить с русскими народными играми, заучивать с ними пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде.
Для конструктивной деятельности в группах можно использовать различные конструкторы, мозаики. Мальчики могут создавать из конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей и инструментов Девочкам можно предложить бисероплетение, различные мозаики.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые также следует распределять в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки - с аккуратностью.
Значимым условием формирования позитивной гендерной идентичности является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы.
Педагогам следует соблюдать ряд необходимых требований при педагогическом сопровождении сюжетно-ролевой игры дошкольников с целью формирования у них позитивной половой идентичности:
хорошо понимать специфические задачи игры;
видеть развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных стереотипов мужественности и женственности;
иметь представления о том, какой должна быть сюжетно-ролевая игра на каждом возрастном этапе;
для того, чтобы у мальчиков и девочек дошкольного возраста формировалась позитивная гендерная идентичность, воспитатель играет вместе с ними, показывая им положительные образцы маскулинного или фемининного поведения, либо акцентируя внимание на таких образцах в поведении детей;
воспитатель избегает позиции "учителя", заменяя ее на позицию "играющего партнера", избегает негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты;
педагог организует в игре несколько детей разного пола: сначала помогает детям организовывать сюжетно-ролевую игру в разнополых группах (2-3 ребенка, постепенно увеличивая число детей.
Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям
Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.
При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:
а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста);
б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;
в) использовать больше наглядности на занятиях, т. к. это важно для мальчиков;
г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.
д) проводить КВН, викторины типа “А ну-ка мальчики!”, “А ну-ка девочки!”
е) при обучении новому материалу разделять детей на подгруппы: мальчики и девочки, рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т. к. дети взаимодополняют друг друга.
ж) в начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.
и) при объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.
Работа с семьей
Понимая исключительную важность детско-родительских отношений и примера родителей для формирования гендерной идентификации, большая работа должна проводиться с семьями воспитанников.
Для выявления представлений и отношения родителей к проблеме гендерного воспитания детей можно провести анкетирование по вопросам: «Какие качества мы воспитываем у мальчиков и девочек?», «Знаете ли вы своего ребенка и особенности его взаимоотношений со сверстниками?», «Определите педагогический стиль своего поведения в семье», «Должны ли быть у ребенка домашние обязанности?».
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в "Уголках для родителей" следует оформить наглядную информацию.
В ходе практических консультаций для родителей можно организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по данной теме. Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада способствует повышению результативности деятельности педагогов. В группах можно оформить фотоальбомы "Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!", "Наша дружная семья"; общий стенд «Роль отца, матери и старшего поколения в воспитании дошкольника». Совместно с родителями можно проводить совместные культурно-досуговые мероприятия (например, "Рыцарский турнир", «Мода для крошек», «Калейдоскоп профессий», привлекать родителей к участию в конкурсах рисунков, выставках поделок («Моя семья», «Умелые руки не знают скуки»).
Список литературы:
• 1. Баранникова Н. А «О мальчишках и девчонках, а также их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.
• 2. Гендерное образование : учебное пособие / под общ. ред. Л. И. Столярчук. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 386 с.
• 3. Гендерный подход в воспитании личности / Авт. -сост. Л. В. Астапович. Мн. : Красико-Принт, 2011.- 128 с.
• 4. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева «Формирование гендерной идентичности» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.