Виктория Леонова
Консультация для педагогов и родителей «Дисграфия — что это?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей "Дисграфия - что это?"
Дисграфия - это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.
Если у ребенка при письме встречаются единичные (от случая к случаю) специфические ошибки, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Дисграфия — что это?“» размещена в разделах
Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.
Основные причины дисграфии:
- нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения;
- наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость;
- недостаточно четкая артикуляция. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в письме.
- несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной (ведущей) роли одного из больших полушарий головного мозга);
- расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие;
- двуязычие в семье.
Выделяют 5 форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая.
Причина: нарушение звукопроизношения.
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Пишет так, как произносит. Например: «сапка» (шапка).
2. Акустическая.
Причина: нарушение фонематического восприятия, фонематического слуха.
Ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие - звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков). Например: «тубло» (дупло, «лёбит» (любит).
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Причина: недостаточная сформированность навыков языкового анализа и синтеза.
Характерны следующие ошибки:• пропуски букв и слогов,• перестановка букв и (или) слогов,• недописывание слов,• написание лишних букв в слове,
• повторение букв и (или) слогов,• контоминация - в одном слове слоги разных слов,• слитное написание предлогов, раздельное написание
приставок («настоле», «на ступила»).
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей.
4. Оптическая.
Причина: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и,ш, ц, щ; б, д и т. д.
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки:
добавление лишних элементов,
пропуски нужных элементов букв,
«Зеркальное письмо»,
смешение букв по оптическому сходству:
б-д; п-т; Е-3; а-о; д-у и т. д.
5. Аграмматическая дисграфия.
Причина: недоразвитие грамматического строя речи.
Ребенок пишет аграмматично, т. е. вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).
Ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное.
Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце") и т. п.