Кристина Петрова
Консультация для педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Запуск речи у неговорящих детей.
К пяти-шести годам у дошкольника должны быть сформированы все звуки, грамматический строй и словарный запас. Но все больше и больше детей этого возраста страдают задержкой речевого развития или отсутствием речи как таковой. И здесь встает вопрос о методах и формах коррекции речи.
С этой целью изучила методики различных авторов и адаптировала под себя и своих детей. В данной статье предлагаю вариант работы по запуску речи.
Для решения данной проблемы разделила все игры и упражнения на следующие группы:
1. Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей» размещена в разделах
2. Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата.
3. Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи.
4. Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь.
5. Пальчиковый массаж и пальчиковые игры.
6. Игры на развитие слухового восприятия.
7. Вкусные игры.
8. Тренировка «осознанного моторного планирования».
Коррекционную работу по запуску речи необходимо начинать с формирования физиологического и речевого дыхания. Для этого можно обратиться к уже существующим методикам, о которых расскажу в данной статье.
Диагностику физиологического и речевого дыхания помогут провести методики Е. Ф. Архиповой (определяет тип дыхания в состоянии покоя, помогает дифференцировать носовое и ротовое дыхание, выявляет целенаправленность воздушной струи, определяет особенность фонационного дыхания) и А. И. Максакова (выявляет длительность и силу внеречевого вдоха через рот, определяет силу выдоха и умение целенаправленно посылать воздушную струю, определяет продолжительности речевого (фонационного) выдоха - длительность произнесения гласных звуков на одном выдохе).
Методика развития речевого дыхания у дошкольников в рамках диагностики нарушений речевого дыхания Л. И. Беляковой и Т. Г. Шишковой помогает определить объемную пиковую скорость форсированного выдоха при помощи прибора «Пикфлоуметр», определяет объема воздуха в легких с помощью спирометра, длительность фонационного выдоха с помощью секундомера при наблюдении за произнесением гласных звуков при соответствующих инструкциях. Речевое дыхание оценивается по длительности проговаривания заданного речевого отрезка на протяжении одного выдоха. Каждый речевой отрезок (изолированный слог - слово - фраза) измеряется по количеству слогов.
В основу многих методик коррекции речевого дыхания легла парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, состоящая из комплекса, включающего 8 упражнений. Последовательность выполнения следующая: первый этап - разминка, содержащая несколько подготовительных вдохов, шаги и приседания. Следующий этап - упражнения для головы (повороты, качание, кивание) и главные движения. Завершает систему специальная тренировка "затаенного дыхания".
Белякова Л. И., Гончарова Н. Н. и Шишкова Т. Г предлагают методику коррекцию, состоящую из пяти этапов. Обучение по этой методике позволяет детям с заиканием усваивать правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией, ринолалией и алалией помогает нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.
На сегодняшний день в интернете можно найти множество упражнений, игр и методик по развитию физиологического и речевого выдоха. Каждую игру и методику можно адаптировать под ребенка с учетом его возрастных особенностей, речевого дефекта и уровня развития речи.