Наталия Пономаренко
Консультация для педагогов «Характеристика основных педагогических средств развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика основных педагогических средств развития
Социальные навыки (обязанности) – набор способов и приёмов социального воздействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает своё равновесие с другими.
Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребёнку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружён друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте.
Публикация «Консультация для педагогов „Характеристика основных педагогических средств развития“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие социальных навыков предполагает обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать.
Педагог должен объяснить своим воспитанникам, как можно познакомиться с незнакомыми сверстниками, как самостоятельно устанавливать новые контакты, назвать своё имя.
Педагог при обучении нормам и правилам общения должен помочь понять детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очерёдность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение.
Для того чтобы научить своих воспитанников правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к сверстникам, воспитатели могут предложить детям проблемные ситуации, решение которых поможет им в овладении определёнными коммуникативными навыками или сюжеты для игр – драматизации различного содержания.
Очень важно, чтобы педагог помог своим воспитанникам осознать, что общепринятые правила поведения в обществе (этикет) – это всего лишь внешняя сторона общения.
За хорошими манерами скрываются полезные способы регуляции межличностных отношений деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.
Воспитатель также знакомит с качеством, помогающим и мешающей
дружбе.
Учить детей умению давать оценку себе и другим, анализирует качества и поступки в разных ситуациях.
Педагог специально обучает детей позитивным поддерживающим приёмам общения со сверстником. Воспитатель помогает понять, что дружба – это радость общения и надо доставлять эту радость другим. Ребёнок вступает в диалог по собственной инициативе, задаёт тему беседы, охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, в создании совместных рисунков, кашпо, аппликаций, конструкции и поделок, обсуждает и согласовывает с другими замысел, сюжет и распределение ролей, вносит собственный вклад в коллективную деятельность, реализуя свои интересы и стремления. Если произвольные (сюжетно-ролевые) могут в коллективе детей возникнуть, как спонтанно, так и под влиянием взрослого, то дидактические игры требуют большой подготовки педагога (продумать цель, задачи, правила, содержание и наглядный материал). Дидактическая игра – это основное средство взаимодействия педагогов и детей. Такие игры не только знакомят с окружающим социальным миром, но и учат правильно вести себя в нём. Игра – лучшая подготовка к будущей жизни, в ней ребёнок развивает способности, которые понадобятся ему впоследствии.
Важным элементом взаимодействия педагога и воспитанника становится труд. Особое внимание обращается на воспитательные возможности обучения детей трудовым навыкам. Показано, что с одной стороны, овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребёнку ставить и достигать цель. С другой стороны, наличие навыков обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания. Обращается внимание и на виды деятельности, усложнения их содержание от одной возрастной группы к другой, формирование продуктивных действий., навыков планирования, самоконтроля в процессе деятельности., поиска наиболее рациональных приёмов работы. Такие навыки имеют непосредственное отношение к формированию у детей качеств, самостоятельности.
В старшей и подготовительной группах, организуя игровую деятельность, формируются навыки самоорганизации: рекомендуют ребятам спланировать обдуманно, спланировать и разделить работу.
Основы определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Это важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определяться в жизни, найти в ней достойное место. Маленькому ребёнку изначально присущи доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущения. При поддержке окружающих эти качества остаются ведущими на протяжении дошкольного детства, и у ребёнка развивается уверенность в себе. Уверенность позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.