Домарова Лариса
Консультация для педагогов «Грамотная речь педагога как важное условие правильного формирования речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Русский язык – один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят - «Великий, могучий»! Русский язык за последние два десятилетия претерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.
В настоящее время известна поговорка «Слово – визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для педагогов „Грамотная речь педагога как важное условие правильного формирования речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Дети каждой возрастной группы общаются со своими воспитателями в различных видах деятельности. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ним на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т. д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя.
Он обязан развивать в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно – речевых умений воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому к речи педагогов предъявлены высокие требования, а повышение культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности.
Типичные ошибки, встречающиеся в речи воспитателей :
Орфоэпические – это нарушение произносительных норм речи.
Данные ошибки проявляются:
- в неправильном произношении звуков в словах («тэрмин» вместо «термин»; «кофэ» вместо «кофе»);
- в неправильной постановке ударения в слове («звОнит» вместо «звонИт»; «красивЕее» вместо «красИвее»; «тортЫ» вместо «тОрты»);
Грамматические - это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.
Данные ошибки проявляются:
- в употреблении рода имен существительных («французская шампунь», вместо «французский шампунь; «красивая тюль», вместо «красивый тюль»; «большой мозоль», вместо «большая мозоль»);
- в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде («мое день рождения» вместо «мой день рождения», так как притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение»;
- в неправильном склонении числительных («в двух тысячи пятом году» вместо «в две тысячи пятом году»);
- в неправильном употреблении рода числительных («обоих девочек» вместо «обеих девочек»);
- в неправильном употреблении местоимений («много ихних вещей» вместо «много их вещей»);
- в неправильном употреблении окончании имен существительных во множественном числе («сапогов» вместо «сапог»; «носок» вместо «носков»; «Чулков» вместо «чулок»);
- в ошибочном употреблении различных форм глаголов («ложить» вместо «класть»; «ложи на стол» вместо «клади на стол»; «поклади» вместо «положи»);
- в некорректном использовании форм глагола («сели за столы» вместо «сядьте за столы»; «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне» – здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени.
Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил пользования лексического значения слов в речи.
Данные ошибки проявляются:
- в неточном употреблении лексического значения слов («займи мне денег» вместо «дай мне денег взаймы», поскольку глагол «занять» имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы»);
- нарушение лексической сочетаемости («играет важное значение» вместо «играет важную роль» или «имеет важное значение»; «слушайте сюда» вместо «слушайте» (что-то или кого – то);
- Тавтология, т. е. повторение того же самого другими словами, не уточняющие смысла («в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мертвой точке» вместо «встало на мертвой точке» и т. п.)
Требование к речи педагогов :
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Чистое звукопроизношение, четкая дикция;
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе;
Логичность – речевые высказывания должны быть логичны и понятны;
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания;
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации;
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения;
Правильное использование педагогами невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его;
Владение навыками публичной речи.