Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Гимнастика для ума»

ЕЛЕНА КЛИМКИНА
Консультация для педагогов «Гимнастика для ума»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Консультация для педагогов "Гимнастика для ума"

Подготовил воспитатель

Е. М. Климкина

Рязань 2017г

Занятия с ребенком можно превратить в игру, чередуя учебные и физические упражнения и задания. Известно, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач.

Публикация «Консультация для педагогов „Гимнастика для ума“» размещена в разделах

Предлагаю упражнения «Мозговой гимнастики», которые можно использовать с ребенком как игру, предшествующую выполнению учебных задач.

«Мозговая гимнастика».

"Качания головой" (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

"Моргания" (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!": указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

"Кинезиологическая гимнастика".

В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Широкий диапазон здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик позволяет внедрять в воспитательно-образовательный процесс физические упражнения, благотворно влияющие на определенные системы жизнеобеспечения.

Физические упражнения, активизирующие полноценную деятельность ума и тела, помогающие управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью, получили название «кинезиологические».

Эта интегрирующая гимнастика мозга пробуждает систему «движение — интеллект» и приводит ее в готовность к обучению: развивает и совершенствует внимание, память, мышление; повышает силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Один из составляющих элементов такой работы — кинезиологическая коррекция. Кинезиология — наука о развитии головного мозга, умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

В работе с ослабленными детьми группы оздоровительной направленности используются комплексы кинезиологических упражнений, способствующие повышению умственной работоспособности и интеллектуальных процессов: повышающих устойчивость внимания, увеличивающих объем памяти, развивающих воображение, облегчающих процесс письма. Комплексы утренней гимнастики, проводимые в утренние часы с музыкальным сопровождением, включают в себя отдельные кинезиологические (необычные по содержанию и тем интересные детям) упражнения.

Комплекс 1

Ходьба друг за другом с разным положением рук, высоким подниманием коленей. Бег друг за другом с разным положением рук. Ходьба. Построение в три шеренги.

"Массаж ушных раковин. " Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.

"Ухо — нос". Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустив ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.

"Глазки. "

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1—2 с.

"Поворот"

Ты головку поверни,

За спиной — что? Посмотри!

Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.

"Ладонь"

Мы ладошки разотрем,

Силу пальчикам вернем.

Костяшками сжатых в руках пальцев правой руки двигать по ладони левой. Поменять руки.

"Положи колени на пол. " И. п. — лежа на спине, руки под головой, ноги согнуты; 1—2 — опустить согнутые в коленях ноги вправо; 3—4 — и. п. ; 5—6 — опустить согнутые в коленях ноги влево; 7—8 — и. п. (4 раза).

"Часики "(дыхательное упражнение). И. п. — стоя, ноги слегка расставлены: «Часики вперед идут, за собою нас ведут». 1 — взмахнуть руками вперед — «тик» (вдох); 2 — взмахнуть руками назад — «так» (выдох) (2 раза).

"Пружинка" И. п. : о. с., «пружинка» и восемь подскоков на месте поочередно с ходьбой (3 раза).

Комплекс 2

Ходьба друг за другом по кругу. Врассыпную, в полуприседе, с разным положением рук. Бег друг за другом, с остановкой по сигналу. Ходьба. В заключение — построение в звенья.

"Глазки" (кинезиологическое упражнение)

И. п. : о. с., «глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и все сначала» (6 раз)

"Кивки. Качание головой"

Покиваем головой,

Неприятности долой.

"Дышать глубоко. " Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову и медленно раскачивать ею из стороны в сторону.

[/i]"Симметричные рисунки"

Нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать простые геометрические фигуры).

"Хлопни по полу" И. п. сидя на полу, ноги широко разведены, руки с гантелями сзади. 1—3 — наклониться вперед, коснуться руками пола впереди, сказать: «Хлоп-хлоп!»; 4 — и. п. (6—8 раз).

"Сам себе качели" И. п. — сидя на полу, обхватить колени руками, откинуться назад и, округлив спину, покачаться вперед и назад, вправо-влево. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения. Вернуться в и. п.

"Дыхание"

Если медленно подышим,

То весь мир вокруг услышим.

Стоя прямо, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Медленно выдыхая, опустить руки вдоль туловища ладонями вниз.

Блестящую память можно получить по наследству (генетическая память, но можно и развить с помощью определенных приемов. Как улучшить память, сделать ее более цепкой и емкой?

Наиболее эффективный способ – повторение материала. Этот известный механизм запоминания оказывается зачастую более действенным, чем многие другие мудреные советы. Если какие-то явления повторяются много раз, то они и помнятся лучше. Запоминаемый материал не нужно «жевать» долго, до изнеможения, лучше повторить его после паузы в два-три часа или через сутки.

Надо стараться осмыслить материал, понять главную идею, самое существенное. Иначе говоря, надо непременно «включить» логику для эффективного усвоения материала.

«Укладке» фактов помогает использование ассоциаций: например, рыба – плавает, имеет плавники; воробей – маленький, серый, не поет и тому подобное. При этом ассоциативные связи могут быть давно известными или неожиданными, смешными, нелогичными, в виде карикатурного зрительного образа или шаржа. Важно, чтобы «картинка» помогла вспомнить то, что нужно. Этот способ по сути ничем не отличается от известных «узелков на память».

Прочно и надолго запоминаются события, которые произвели сильное впечатление. Иначе говоря, лучше запоминается то, к чему имелось эмоциональное отношение, а также то, к чему относишься с неподдельным интересом. Поэтому малоэффективно обучение математике, музыке или иностранному языку «из-под палки». Лишь то, что удивило, задело, по-настоящему заинтересовало, имеет шанс сохраниться в памяти. Известно, что материал запоминается лучше, если воспринимаемая на слух информация подкрепляется воздействием на зрительный анализатор – демонстрацией слайдов, графиков, фотографий. Одновременное влияние на слух, зрение и другие анализаторы способствует лучшей фиксации сведений. На этом основании в школах поощряется использование «наглядности» – стендов, рисунков, муляжей.

Эффективность запоминания существенно зависит от направленности внимания. Нет сомнения, что многие явления не оставляют следа в нашем сознании из-за того, что мы относимся к ним без должного внимания. Отвлекаемость, несобранность, неорганизованность – проблемы, с которыми часто сталкиваются родители и педагоги (правда, иногда и сами они не отличаются должным педантизмом). Но нужно знать: у детей активное внимание формируется по мере их «взросления», иногда для его развития требуются длительные усилия и специальные упражнения.

Бывает, что память подводит нас в самый неподходящий момент, и мы злимся на себя, сетуя на плохую память. И мы задаем себе вопрос: «А можно ли ее улучшить»? Память улучшить можно. Старайтесь запоминать номера телефонов, делать покупки без памятных списков, заучивать наизусть стихи. И вообще не щадите свою память, резервы которой весьма велики. И чтобы вас не подстерег «маразм», не забывайте делать не только утреннюю гимнастику, но и гимнастику для ума.

Существуют несложные упражнения, которые лучше всего выполнять лежа, после пробуждения, в течение 7-10 минут, произнося все вслух или хотя бы шепотом.

Произносите по очереди буквы алфавита, придумывая на каждую из них слово. Если вы задумались больше, чем на 15 секунд, пропустите эту букву и двигайтесь дальше.

Обратный счет: как можно быстрее сосчитайте от 100 до 1.

Назовите 20 женских имен, присваивая им порядковый номер (например: Алиса – 1, Барбара – 2) .Проделайте то же самое с мужскими именами.

Теперь назовите по порядку 20 названий продуктов (арбуз, баклажаны, вобла, гуляш)

Назовите 20 слов, начинающихся с одной буквы, нумеруя каждое слово (1-голубь, 2-горила, 3- голова)

Сосчитайте до 20 на любом иностранном языке.

Публикации по теме:

«Гимнастика для ума» для детей школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних«Гимнастика для ума» для детей школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Гимнастика для умаБесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела.

«Горе от ума». Консультация для родителей и воспитателей о возможных последствиях переразвития ребенка в раннем возрасте «В дошкольном возрасте намного полезнее развивать способности. А для развития способностей важнее всего игры, рисование, конструирование.

Кинезиология — гимнастика для ума Образовательная кинезиология подразумевает под собой стимуляцию работы мозга с помощью определённых физических движений. Кинезиологические.

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика и её значение для нормализации речевого развития детей с нарушениями речи» О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения сказано много. Но не нужно забывать, что не менее.

Консультация для педагогов и родителей. Дыхательная гимнастика-один из вспомогательных приемов работы с детьмиКонсультация для педагогов и родителей. Дыхательная гимнастика-один из вспомогательных приемов работы с детьми Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы» Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно – оздоровительной работы» Прежде чем начать говорить о взаимодействии.

Консультация для родителей для чего нужна артикуляционная гимнастика? Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Консультация для родителей Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности.

Консультация-практикум для родителей «Утренняя гимнастика для дошкольника» Задача: дать практические советы родителям по организации и проведению утренней гимнастики с ребёнком. Занятия физическими упражнениями.

Мастер-класс для педагогов «Секреты дефектолога, или артикуляционная гимнастика»Мастер-класс для педагогов «Секреты дефектолога, или артикуляционная гимнастика» В "Аленьком цветочке" появилась новая, очень интересная и полезная традиция. Уже вторую осень подряд на базе нашего детского сада мы с коллегами.

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста. Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей. В работе используется основной принцип от простого к сложному: сочетание игры и упражнения для тренировки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Гимнастика для ума»
Опубликовано: 26 марта 2017 в 12:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Гимнастика для ума»» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА КЛИМКИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД