Екатерина Морозова
«Горе от ума». Консультация для родителей и воспитателей о возможных последствиях переразвития ребенка в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«В дошкольном возрасте намного полезнее развивать способности. А для развития способностей важнее всего игры, рисование, конструирование и другие «дошкольные» виды деятельности»
А. Л. Венгер
На консультацию пришла мама ученика второго класса. Ее волновали поведение и низкая успеваемость сына. Мальчик не может установить нормальный контакт с одноклассниками, часто по своей инициативе вступает в конфликты.
Публикация «„Горе от ума“, Консультация для родителей и воспитателей о возможных последствиях переразвития ребенка в раннем возрасте» размещена в разделах
Из беседы с мамой было установлено, что ребенок с четырех лет посещал центр, где активно изучал английский язык. Родители хотели с раннего детства обучать его серьезным наукам, поскольку видели, что у него есть «потенциал». К концу дошкольного возраста мальчик стал часто болеть и все реже посещал детский сад, находясь на домашнем лечении по месяцу и более. С началом обучения в школе у него возникли новые проблемы. Интерес к занятиям у ребенка нестабильный. На уроках он отвлекается, игнорирует замечания учителя, может нарисовать что-нибудь в рабочей тетради. Мальчик часто болеет, в первом классе пропустил по болезни целую четверть. Во втором классе имеет по английскому языку неудовлетворительные оценки, по остальным предметам – «хорошо» и «удовлетворительно», иногда встречается «неудовлетворительно».
В ходе беседы с учеником установлено, что он легко вступает в контакт, но не соблюдает субординацию, стремится перебить, представить собственную историю, переключиться на свою тему. Эмоциональный фон устойчивый, мимика живая, выразительная, речь правильная, словарный запас активный, соответствует возрасту, кругозор широкий. Ребенок самостоятельно выполняет такие операции, как классификация, сравнение, обобщение, исключение, аргументирует свой выбор, устанавливает причинно-следственные связи. В то же время налицо истощаемость внимания: выполняя задание, ребенок быстро теряет интерес к нему и начинает заниматься посторонними делами («ни одного дела не довел до конца!»).
Сами того не подозревая, родители в период младшего дошкольного возраста сына запустили механизм, который вызвал нарушения в его развитии. В дальнейшем таким детям и их родителям рекомендуется консультация нейропсихолога, а также семейное консультирование. Обратите внимание, ни нейропсихолог, ни семейный консультант в школе не работает – таких специалистов вообще трудно найти.
В чем же опасность раннего обучения или переразвития?
Во-первых, надо понимать разницу между «Опережающим развитием» и «Переразвитием». Опережающее развитие - это Зона Ближайшего Развития, когда ребенок, уже созревший физиологически, вместе со взрослым и чаще всего в игре приобретает новые умения и навыки, чтобы потом применять их уже самостоятельно. Переразвитие – это тренировка, механическое развитие навыков, без учета закономерностей развития психики и психофизиологических возможностей ребенка.
Сами того не подозревая, родители в период младшего дошкольного возраста сына запустили механизм, который вызвал нарушения в его развитии. В дальнейшем таким детям и их родителям рекомендуется консультация нейропсихолога, а также семейное консультирование. Обратите внимание, ни нейропсихолог, ни семейный консультант в школе не работает – таких специалистов вообще трудно найти.
В чем же опасность раннего обучения или переразвития?
Во-первых, надо понимать разницу между «Опережающим развитием» и «Переразвитием». Опережающее развитие - это Зона Ближайшего Развития, когда ребенок, уже созревший физиологически, вместе со взрослым и чаще всего в игре приобретает новые умения и навыки, чтобы потом применять их уже самостоятельно. Переразвитие – это тренировка, механическое развитие навыков, без учета закономерностей развития психики и психофизиологических возможностей ребенка.
Немного про психику, психофизиологию и нейропсихологию
Формирование психики человека непосредственно связано с темпами роста и созревания головного мозга. Это процесс длительный и неравномерный по его зонам и уровням на разных возрастных этапах. Развитие идет путем надстройки новых уровней над старыми. Старый уровень переходит в новый и существует в нем, создавая его базис. Грубо говоря, в возрасте 4-7 месяцев, когда ребенок учится ползать, в структурах его головного мозга активно развивается именно та зона, которая отвечает за движения, необходимые для того, чтобы ребенок пополз. При поступлении ребенка в школу, если эта зона мозга была развита благополучно, ребенок демонстрирует успешность в учебной деятельности, т. к. в данный момент становится активной эта же зона. Нейропсихология выделяет 3 функциональных блока головного мозга, отвечающих за развитие психики человека:
Первый функциональный блок развивается от внутриутробного развития до 2-3 лет. Он обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования.
Второй блок развивается от 3 до 7-8 лет. Эта зона обеспечивает организацию процессов запоминания, развития речи, сочетания доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха, функциональной активности. Второй функциональный блок принимает, перерабатывает и хранит информацию.
Третий функциональный блок развивается от 7 до 12-15 лет. Здесь происходит становление межполушарного взаимодействия, формируется когнитивный стиль личности и обучения. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели и контролировать их выполнение, регулировать свое поведение, эмоции, речь. Здесь организуется активная, сознательная психическая деятельность.
Теперь давайте представим себе картину: трехлетняя девочка надевает мамины туфли на высоких шпильках и пытается на них пройти. Что мы с вами видим? То, что стопа ребенка явно не доросла до размера туфлей; что детские ножки и позвоночник еще не сформированы для хождения на каблуках. А что остается за пределам видимости? Ребенок тратит очень много усилий и энергии для того, чтобы стоять в этих туфлях ровно и, тем более, передвигаться на них. Мы смеемся над забавной картинкой и бессознательно понимаем, что ребенок еще слишком мал для обуви на шпильках по физическим показателям.
Так и в ситуации с нашим мозгом - срок перехода от развития одного блока головного мозга к другому строго ограничен объективными нейробиологическими законами. Если предполагаемая задача входит в противоречие с актуальным состоянием мозга ребенка, происходит энергетическое обкрадывание. Что значит энергетическое? Абсолютно на всех продуктах есть шкала энергетической ценности в джоулях и калориях. Все мы знаем, что на все наши действия эта энергия – в килоджоулях и килокалориях – необходима. Она необходима нам даже для переваривания употребляемой пищи и сна. Соответственно, для растущего в голове ребенка мозга эта энергия нужна в больших объемах. А если энергетический потенциал мозга тратится на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то страдает та функция, для которой эта энергия была актуальной. При этом страдающая функция вскоре утратит свою пластичность и ресурсы для восстановления. К примеру, возраст от 2-х до 3-х лет – это период активного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы. Если перегрузить ребенка преждевременным обучением письму, чтению и счету, происходит изъятие энергии, в частности, у эмоций и умственного развития. Эмоциональная сфера ребенка остается недоразвитой. Реакция на ранее обучение может проявиться в эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических реакциях, заикании, нарушении речи, тиках. Ребенок на фоне высоких достижений в области литературы и математики может демонстрировать отсутствие элементарных навыков (не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы, резать хлеб и др.).
Итак, когда же учить ребенка, например, читать?
В первую очередь надо понимать, что каждый ребенок индивидуален. И абсолютной истины в этой теме, как и в остальных, касаемых воспитания, нет. Но нормальным является следующий показатель: желание ребенка самому освоить искусство чтения появляется, как правило, к 6–7 годам, в редких случаях – в 5 лет. Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать.
В остальных вопросах мотивация также играет определяющую роль. То есть если считать с ребенком в игровой форме («раз ромашка, два ромашка, а я четвертую нашел…») то это можно делать и совсем с малышами. Но обучаться целенаправленно ребенок способен со старшего дошкольного возраста.
Индивидуальные познавательные и творческие склонности ребенка часто не замечают и не развивают. Впоследствии это приводит к тому, что у школьника отсутствуют собственные осознаваемые когнитивные потребности и интересы.
Младшие школьники, которые научились писать, читать и считать в 3-4 года, часто приходят в школу с негативным отношением к обучению. В первую очередь это касается основных школьных предметов – математики, родной речи.
Переразвитый дошкольник становится психологически неуспешным школьником: развитый с точки зрения школьных навыков ребенок быстро теряет преимущества перед интеллектуально активными одноклассниками. Он не проявляет позитивной вовлеченности в школьное обучение, страдает от прогрессирующих нейропсихологических трудностей.
Искусственное форсирование мозговой деятельности приводит к расшатыванию психики, а в последствии – к деформации личности ребенка.