Светлана Гизетдинова
Консультация для педагогов «Формы работы по расширению представлений детей о Великой Победе в 1945 году»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Формы работы по расширению представлений детей о Великой Победе 1945»
Пусть громы войн уступят песням лир,
И на Земле утихнут злые битвы,
И будут в каждом доме - Хлеб и Мир,
А в каждом сердце – тихая молитва.
(И. Бирулин)
День Победы является одним из самых почитаемых праздников в нашей стране.
Мы помним историю и чтим память погибших за мир, в котором мы живем и благодарны им за светлое мирное небо. Ни в коем случае нельзя забывать, какой ценой был завоеван мир и возможность спокойно растить своих детей. Ради памяти воинов, ради тех, кто пережил в свои детские годы лихолетье военной поры и послевоенные годы, ради тех малышей, которые только родились и начинают свою жизнь, мы обязаны знать историю тех великих лет. Знать и передавать из поколения в поколение.
А что знают наши дети о событии, которое изменило судьбу всего мира? Понятия «мир» и «война» постигаются и формируются всю жизнь человека, постепенно наполняясь различными содержательными и эмоциональными гранями. А первые представления и чувства закладываются в дошкольном возрасте, закладывается фундамент личности. Поэтому, задача педагогов и родителей не только развивать у детей познавательные способности, умение мыслить и анализировать, но и донести до них важные исторические моменты нашей истории.
Как же доступно детям объяснить, что такое День Победы? Почему мы так свято к нему относимся? Почему нам нельзя его забывать? Почему это радостный праздник «со слезами на глазах»? Как глубоко и точно слова из известной песни передают всю глубину и противоречивость этого дня: искренняя радость праздника и ощущение счастья! И горечь слез, которые разрывают душу, подступают к горлу и наворачиваются на глаза помимо нашего желания. Почему это происходит?
Ощущение радости и счастья дарит нам мир, который принесла великая Победа. Мир – это счастье, веселье, покой, радость, это великая ценность, которую необходимо оберегать и сохранять. Мир – это жизнь!
Горечь слез вызывает война, которая обрушилась на народ. Война – это тревога, страх, слезы, горе, отчаяние, голод, постоянный душевный надрыв и смерть. Война – это страшная беда, которая не совместима с жизнью!
Ознакомление ребенка с этим праздником нельзя начинать с простых исторических фактов и назидания, что это нужно знать, помнить и ценить. Это маленькие дети, их нельзя заставить любить и чувствовать. Тут необходимо выйти на уровень чувств. Ребенку интереснее узнать историю, если она начнется с истории его прабабушек, прадедушек, которые принимали участие в войне или были свидетелями. Легче воспринимается то, что ближе и роднее. Сложные, интенсивные процессы формирования детской психики, формирование их мировоззрения и образа мира показывают, что в этом возрасте важно не перегрузить ребенка сложной, эмоционально тяжелой информацией, связанной с понятием «война».
Поводом для начала такой беседы может как раз стать праздник Дня Победы. Очень хорошо, если ребенку заранее рассказать историю этого праздника, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, а потом, как закрепление сказанного, вместе пойти на праздничное мероприятие, возложить цветы к памятнику павшим воинам, постоять у Вечного огня, вручить цветы ветеранам, пришедшим на этот праздник. Яркие события останутся в памяти ребенка.
Конечно, за один раз, два и три невозможно рассказать о войне, чтобы ребенок понял значимость победы. Это нужно рассказывать ребенку не один год. И не только перед праздником. История семьи, рассматривание семейного архива, чтение художественной литературы, прослушивание песен о мире и войне – это то, о чем не следует забывать.
Понятие «победа» для ребенка должно состоять в том, что люди победили войну, потому что защищали свою страну и хотели жить в мире. За мир часто приходится воевать. Часто мир приходит благодаря тем, кто не жалеет своей жизни ради своих близких, детей и мы всегда в долгу перед ними.
К сожалению, взрослые не всегда сами искренни в своих эмоциях и чувствах, связанных с Великой Отечественной войной. А передать другому то, что сам не чувствуешь, невозможно. Педагоги, работающие в ДОО, к счастью не знают, что такое война. Но это не означает, что мы не можем прочувствовать горечь и боль этого понятия. Мы обязаны это чувствовать! Это мы, взрослые, в первую очередь должны содрогаться при слове «война»! Войны развязываются не детьми, а взрослыми людьми. Поэтому формирование представлений у дошкольников о Великой Отечественной войне - это трудная и кропотливая работа. Она подразумевает осознанное понимание ребенком событий прошлых лет под руководством и при помощи взрослого.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
1. Специальные занятия и беседы, способствующие пробуждению интереса детей к событиям ВОВ;
Проводят занятия и тематические мероприятия. Они направлены на формирование ценностных ориентиров, таких как патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. В саду можно разработать цикл занятий для детей старшего возраста, викторина для детей старшего дошкольного возраста «Что я знаю о войне». Так же можно провести акцию «Блокадный хлеб».
В работе с детьми большую роль играет использование информационно-коммуникационных технологий, использование электронных презентаций помогает познакомить с событиями ВОВ.
2. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголки памяти, мини-музеи);
Мини – музеи включают в себя следующие разделы:
- Художественная литература для детей по военной тематике;
- Альбомы: «Военная техника», «Боевые машины», «Герои Советского Союза», «Ордена и медали Великой Отечественной войны»;
- Иллюстрации по теме «Великая Отечественная война»;
- Коллекция наград;
- Коллекция игрушечной военной техники и оружия.
Важная особенность мини-музея – участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
3. Различные игры, направленные на закрепление у детей знаний о ВОВ;
В возрастных группах можно организовать сюжетно - ролевые игры «Пограничники», «МЧС». При организации досугов проводятся игры –соревнования «Перенеси снаряд», «Перебинтуй раненого» и т. п.
4. Организация экскурсий к памятным местам и улицам, названным в честь героев ВОВ
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Экскурсии и прогулки дают возможность познакомить детей с памятниками Великой Отечественной войны, находящимися в нашем городе, на ярких примерах показать детям тот героизм, который проявил наш народ, защищая свою Родину.
5. Обогащение знаний детей о ВОВ через художественную литературу;
Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература. В группах проводить чтение книг, рассматривание иллюстраций о ВОВ.
Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют, начиная со старшего дошкольного возраста воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений, дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Стихи о Великой Отечественной войне являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, защищавших свой край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.
6. Праздники, досуги, спортивные мероприятия способствующие развивать чувство любви к Родине и гордости за нее;
В праздниках и развлечениях сочетаются разные виды творческой деятельности, создается особый патриотический настрой, что очень важно в воспитании патриотизма.
Важной формой воспитания детей является патриотическая песня. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова.
Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. При знакомстве с песнями на тему Великой Победы «День Победы» музыка Д. Тухманова. сл. В. Харитонова, «Вставай, страна огромная» музыка и слова В. Лебедева-Кумача, дошкольникам раскрывается величие подвига советского солдата.
Кульминационным моментом в организации мероприятий по подготовке к празднованию 80-летия Победы является праздник «День Победы» с минутой молчания и возложением цветов к памятнику защитникам.
7. Продуктивные виды деятельности (рисунки, аппликации, ручной труд);
В работе с детьми планируется и продуктивная деятельность : рисунки о войне, Дне Победы, рисунки к 9 Мая и праздничные открытки. В рисунках отражаются все знания детей, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны.
8. Реализация патриотических проектов, взаимодействие с семьей;
Очень эффективная форма ознакомления дошкольников с событиями ВОВ – патриотические проекты.
Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых. Вся работа по выполнению проекта делится на определённые этапы, что позволяет постепенно спланировать свою работу по достижению конечного результата. Проект предусматривает учёт всех образовательных областей, и главное прослеживается их интеграция. Когда дети занимаются, то одновременно развивается речь, мыслительные процессы, общение, личностные качества, физическое развитие и эстетика. В игре происходит то же самое. Даже в таких формах работы, как рассматривание иллюстраций идёт развитие коммуникативных качеств, речь, расширяется кругозор.
9. Взаимодействие с социумом - это взаимодействие с краеведческим
музеем и библиотекой, участие в конкурсах, фестивалях, городских праздниках и акциях «Бессмертный полк», «Вальс Победы».
И сегодня, спустя 80 лет после окончания Великой Отечественной войны, подрастающее поколение должно научиться ценить мир и мирную жизнь, любить родную природу, родной дом, семью.
Все мы понимаем, как сложно рассказывать детям о войне. Но это важно и значимо! Без знания, понимания и переживания этих страниц нашей истории невозможно воспитать настоящего патриота и гражданина России!
Это наше общее дело - воспитать граждан страны, которые помнят свою историю и вырастут достойной сменой!