Папки-передвижки

Консультация для педагогов: «Формирование способности к речевому творчеству у детей дошкольного возраста»

Наталья Филиппова
Консультация для педагогов: «Формирование способности к речевому творчеству у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги, добрый вечер. Предлагаю вам консультацию и презентацию к ней, которую я проводила в ДОУ.

Уважаемые педагоги, напоминаю вам одну из задач учебного 2013-2014 года, над которой мы начали активно работать. «Формировать коммуникативно-речевую активность дошкольников в различных формах и видах детской деятельности, обеспечивая возможность проявления детьми самостоятельности и творчества. Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи». Обратимся к Федеральным государственным образовательным стандартам ДО в п. 2.6. прописано: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества…».

Публикация «Консультация для педагогов: „Формирование способности к речевому творчеству у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. В его основе лежит восприятие произведений детской художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых форм фольклора в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество рассматривается исследователями как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающая в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, поговорок, слов-новообразований. (В. В Гербова, О. С. Ушакова).

Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте положительно влияет на интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие детей. Ближе к 5 годам у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, загадок, стихов, небылиц). Ещё ранее (к 2-3 г) – интерес к звучащему слову, что получило название феномена «словотворчества». В это время ребенок не только легко изобретает новые слова, но и переиначивает уже существующие в языке «готовые» единицы, дает им новые толкования. Детская речь, таким образом, выступает как сфера проявления творческих способностей ребенка в использовании и переработке имеющегося языкового опыта.

Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:

1. начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко.

2. к корню одного слова прибавляется окончание другого - (говорящий правду) :" Я – правдун».

3. одно слово составляется из двух - "синтетические слова" (Всехлюдная "это не твоя воспитательница, она всехлюдная!")

Детское словотворчество является закономерным процессом, без которого ребенок не смог бы «почувствовать» свой родной язык, а, значит, и овладеть им в полной мере. Детское словотворчество свидетельствует о том, что ребенок не просто перенимает и копирует речь взрослых людей, он еще и анализирует их слова, критически оценивает, контролирует. Поэтому не нужно думать, что в усвоении ребенком родного языка действует только память. У ребенка в это время совершается огромная мозговая работа, он требует логики от каждого слова и, если не находит ее, то выдумывает. Детское словотворчество способствует тому, что ребенок уже на третьем году своей жизни овладевает обширным арсеналом всех частей слова и великолепно угадывает значение каждой из них.

Следовательно, именно детское словотворчество позволяет ребенку постичь все тонкости и хитрости родного языка, что является необходимым условием успешного овладения правильной, грамотной речью.

Взрослые стараются поправить ребенка, когда он неправильно про-износит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения. Занимаясь с ребенком, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, взрослые нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа, ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец. Одним из первых показателей культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Организация работы по развитию речевого творчества по каждому возрасту (зачитываем из примерных ООП «Детство», «Радуга»).

Продуктивная деятельность и формы работы с детьми для развития речевого творчества :

• сочиняем сказки, загадки, небылицы;

• составляем детский словарь, иллюстрируем;

• сочиняем сказки и небылицы на одну и ту же букву;

• придумываем новое завершение к известной сказки;

проблемные ситуации: «Что бы я делал если бы был …магнитом…»

игра в журналистов: придумываем вопросы, берём интервью, создаём газёту или журнал.

Готовимся к педсовету: представить опыт работы с детьми по развитию речевого творчества :

• издание газеты – тема: «Выпуск из детского сада»; (дети 7 года жизни)

продукты детско-взрослой деятельности: придумываем новое завершение к известной сказки; проблемные ситуации: «Что бы я делал если бы я был …магнитом…»

• продукты детско-взрослой деятельности – сказки, загадки, небылицы (дети 5 года жизни);

• дидактические игры по развитию речи; видео материал по организации игр-драматизаций; (дети 4 года жизни);

• представление развивающей предметно-пространственной среды для развития речевой компетенции детей групп раннего возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Экологическое воспитание посредством активного исследования и вовлечения детей в практическую деятельность» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться опытом как в нашей группе мы решаем одну из годовых задач дошкольного учреждения «Формирование.

Работа с родителями. Долговременный конкурс «Парк творчества»Работа с родителями. Долговременный конкурс «Парк творчества» С целью организации совместной творческой деятельности через взаимодействие с родителями посредством привлечения их к систематическому участию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов: «Формирование способности к речевому творчеству у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 20:29
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов: «Формирование способности к речевому творчеству у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Филиппова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД