Казакова Наталья
Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Социально-коммуникативное развитие» является одной из главных областей в формировании дошкольников. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования - социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одной из задач социально-коммуникативного развития - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование навыков общения у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально-ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т. е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на современном этапе.
Уже в дошкольном детстве возникает необходимость решения данной задачи. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Поэтому необходимость формирования у детей представлений о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, вооружение их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях, является важной и необходимой задачей.
Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек.
Для формирования навыков общения со сверстниками необходима правильная целенаправленная организация детского общения.
Однако именно взрослый может оказать влияние для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно. В первую очередь примером правильных отношений у нас является – семья, т. е. родители, а в стенах детского сада – естественно воспитатель.
Дошкольников необходимо постоянно побуждать проявлять подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Особенно следует подчеркнуть коммуникативную функцию, которая состоит в развитии потребности ребёнка обмениваться своими знаниями, умениями, общаться, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность как со взрослыми, так и со сверстниками.
Следующей важной составляющей является научить ребёнка общаться как со сверстниками, так со взрослыми, развить его коммуникативные навыки.
Решение этих педагогических задач осуществляется с помощью активных методов - это игровые и тренинговые задания, в процессе игровой деятельности, во время НОД, самостоятельной и совместной деятельности детей. В силу специфики дошкольного возраста, задачи развития коммуникативных навыков решаются наиболее успешно в игровой деятельности. Ненавязчиво и без принуждения ребенок осваивает азы поведения в среде сверстников, в общении со взрослыми, познает мир своих чувств и эмоций, мир сопереживания и соучастия к другим, умение справляться со своими эмоциями, умения контактировать с окружающим миром, формировать свое отношение к окружающему.
На развитие коммуникативных навыков, также оказывают влияние продуктивные виды деятельности. Это рисование «дружных картинок», коллективные работы по аппликации, по рисованию, ручной труд (как работа общая для всех, так и индивидуальная, «скорая помощь» для книг, растений и т. д.
Регулярные выставки детских работ дают детям возможность к самооценке себя, анализу других работ своих товарищей.
Использование в повседневной жизни дошкольника игр малой, средней, большой подвижности также несет в себе определенный воспитательный момент. Роль в воспитании оказывает и художественная литература. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, анализ поведения героев, одобрение или осуждение их поступков, помогают детям формировать понятия о добре и зле, о храбрости, мужестве, о трусости. Учит формировать своё отношение к поступкам героев и применительно к себе.
Таким образом, чтобы достичь результатов положительной динамики в развитии коммуникативного общения ребёнка, необходим комплексный подход, который включает в себя организацию жизни ребенка в целом.
Особая роль как проводника нравственных качеств отводится педагогам, воспитателям, которые являясь образцом поведения для окружающих, дают детям пример позитивного отношения к окружающему миру, помогают детям осознать свою индивидуальность, выработать свой стиль общения, учат доброму отношению к окружающему, умению находить свое «место» в окружающей действительности.
Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение.
Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходится говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от его интеллектуального развития.
Поэтому наша с вами задача – помочь ребенку приобрести правильные, конструктивные, положительные формы общения ребенка.
Для этого нужно правильно организовать игры:
1. формирование внимания к сверстнику. В таких играх, как "Зеркало", "Испорченный телефон", "Эхо", дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.
2. отрабатывать способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Правила игр задавались таким образом, что для достижения определенной цели (например, всем вместе изобразить сороконожку) дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.
3. погружать детей в общие для всех переживания - как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.
4. вводить ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в "трудных" игровых ситуациях (например, в игре нужно помочь перейти улицу старенькой бабушке, или спасти кого-то от дракона, или вылечить ребенка и пр.).
5. Игры с вербальным выражением своего отношения к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого и т. д.). Например, нужно лучше всех похвалить своего соседа, найти в нем как можно больше достоинств. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.
6. проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности (изготовление общих рисунков, поделок, подарков).
Предлагаю вашему вниманию несколько примеров:
Игра «Попроси игрушку»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Дети иногда проявляют агрессию, не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтной ситуации приемлемыми способами.
Ход игры: Группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция участнику№ 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
Игра «Стиральная машина».
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.
Ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Играющие встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.
Дальнейшее обсуждение:
- Легко ли говорить приятные вещи другим детям? Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? Дружные ли дети в группе? Почему каждый ребенок достоин любви? Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
Упражнение «В гостях у сказки»(с родителями)
- Я читаю сказку, а вы продолжите ее.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши – мама, папа, бабушка и дедушка – были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как стать синим. Красный папа – как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот….
Рефлексия.
- Какие мысли, чувства возникли у вас от сказки?
Каждый взрослый требует от ребенка выполнять то, что он считает нужным. А что же при этом чувствует ребенок? Он начинает защищаться. При этом он защищается, как может. Это упражнение является самой распространенной ошибкой родителей, в ходе которого ребенок перенимает весь негативный опыт общения – не нужно требовать от человека того, чего не можешь дать ему сам, а особенно от маленького человечка…
Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. “Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения”
Уважаемые коллеги, общайтесь с детьми! Создавайте все условия для развития общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками!