Олеся Буянец
Консультация для педагогов «Физическое и оздоровительное направление воспитания детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр №18»
ДОКЛАД
на тему:
«Физическое и оздоровительное направление воспитания детей раннего дошкольного возраста».
Подготовил:
Воспитатель
Буянец О. В.
г. Майкоп, 2022 г.
Публикация «Консультация для педагогов „Физическое и оздоровительное направление воспитания детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Добрый день, уважаемые коллеги. Я хочу представить вашему вниманию доклад на тему «Физическое и оздоровительное направление воспитания детей раннего дошкольного возраста». Но для начала необходимо понимать, что подразумевает под собой понятие «Воспитание» в целом.
Воспитание в дошкольном образовании — это формирование первичных ценностных представлений (понимания того, «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе, к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).
В основе процесса воспитания детей в Образовательной организации лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Теперь необходимо пояснить, что включает в себя физическое и оздоровительное направление воспитания детей раннего дошкольного возраста.
Это направление включает в себя одну из ценностей образования Российской Федерации, а именно ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Какие же задачи лежат перед педагогом при формировании здорового образа жизни детей :
обеспечить построение образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечить условия для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
проводить закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
укреплять опорно-двигательного аппарата; развивать двигательные способности, обучать двигательным навыкам и умениям;
формировать элементарные представления в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
организовывать сон, здоровое питание, выстраивать правильный режим дня;
воспитывать экологическую культуру, обучать безопасности жизнедеятельности.
Воспитателю необходимо в своей работе использовать следующие направления организованной деятельности с детьми:
организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
введение оздоровительных традиций в образовательной организации.
При организации деятельности с дошкольниками не следует забывать о формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков, так как это является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в образовательной организации.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель образовательной организации должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы :
формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела;
формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись
в тесном контакте с семьей.
Физическое и оздоровительное направление в воспитании дошкольников является одним из целевых приоритетов по созданию благоприятных условий для социализации детей. К которым относится:
- Сформированность первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни;
- Стремление к здоровому образу жизни.
При организации своей работы по физическому и оздоровительному направлению воспитания я руководствуюсь следующими принципами:
- принцип гуманизма, который включает в себя приоритет жизни и здоровья человека;
принцип ценностного единства и совместности, который включает в себя единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
принцип следования нравственному примеру, так как пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
принципы безопасной жизнедеятельности, который подразумевает защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого, который показывает значимость совместной деятельности взрослого и ребенка
принцип инклюзивности, который подразумевает организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Таким образом, опираясь на всё вышеизложенное, я с успехом реализую физическое и оздоровительное направление воспитания детей раннего дошкольного возраста.
Спасибо за внимание, коллеги.