Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (2 фото)

Ражина Людмила Михайловна
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не

стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа

подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно

откуда взявшееся плохое».В. А. Сухомлинский

Публикация «Консультация для педагогов „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы“» размещена в разделах

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Фото «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – этонаправление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качествеприоритетного в системе воспитания. Мы дожили до тех времен, когдаобласть дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравогосмысла, резко сузилось. То, что недавно было абсолютно немыслимым, всовременном мире стало абсолютной нормой. Материальные ценностидоминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления одобре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности ипатриотизме. Издавна в отечественной педагогике воспитание теснымобразом связывалось с развитием духовно нравственной сферы сознаниячеловека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого,верящего в возможность совершенствования мира и людей, честного,трудолюбивого, скромного, уважительного, значит и ответственного.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями длянравственного воспитания детей. Именно в этот период происходитприобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям,формируются такие духовные начала, как любовь к родным и близким,чувство долга, совестливость и справедливость.

Через образовательную область художественно-эстетического развитиявозможно знакомство детей с перечнем произведений, направленное напредварительную работу по нравственному становлению личности ребёнка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностногоотношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитиечеловека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делами мыслям человека. Образовательная программа дошкольной организации,как и рекомендовано ФГОС, соответствует принципу развивающегообразования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетаетпринципы научной обоснованности и практической применимости. Поэтомудуховно - нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейшихпроблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение кдетям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее,станет его и нашей жизнью.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он этобогатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости,через познавательный интерес. Трудно представитьсебе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первыхлет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние наразвитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, даетпрекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомуюсказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Такон учится понимать литературные произведения и посредством этогоформируется как личность. В народных сказках раскрываются перед детьмиметкость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность иточность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность иритмичность русской речи. В пословицах и поговорках в краткой форме иочень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляютсяположительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Онисодержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народноепредставление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Однако полноценно воспринимаетсялитературное произведение лишь в том случае, если ребенок к немусоответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать вниманиедетей как на само содержание литературного произведения, так и на еговыразительные средства.

Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствоватьинтересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

В младших группах знакомство с художественной литературойосуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Вэтом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учатследить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительнымгероям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра,которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Детиначинают запоминать текст при повторном чтении (или многократномповторении, утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смыслстихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболеезапомнившимися ему словами и предложениями.

В младшем дошкольномвозрасте рекомендуется читать следующие художественные произведения : Сказки: «Козлятки и волк», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша имедведь», «Кот, лиса и петух», «Снегурушка и лиса», «Гуси – лебеди», «Устраха глаза велики», украинская сказка «Рукавичка», итальянская сказка»«Ленивая Бручолина». Стихи: А. Прокофьев «Покормите птиц зимой», С. Черный «Приставалка», С. Маршак «Детки в клетке».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождаетего на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всюжизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миромчеловеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка являетсяодним из самых доступных средств для духовно – нравственного развитияребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И нетолько познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев,оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев,закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания ипоступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего,благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаженыпредставления о духовных и нравственных качествах: о доброте,милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтомууже с самого младшего возраста необходимо показать нравственнуюи духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, какдобро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своимпримером, а также с помощью чтения художественной литературы.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьбаза счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как доброи зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своимсобственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе оживотных.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа Слушайся родителей; Уважай старших; не уходи из дома без разрешения).

Но в ее содержаниивсегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократновозвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка Репкаучит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка Маша и Медведь предостерегает: в лес однимнельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось – неотчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки Теремок; Зимовье зверей; учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучитв сказках Гуси-лебеди; Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Страх и трусость высмеиваются в сказке;У страха глаза велики; хитрость - в сказках Лиса и журавль; Лиса и тетерев; Лисичка-сестричка и серый волк и т. д. Трудолюбие в народныхсказках всегда вознаграждается Хаврошечка; Мороз Иванович; Царевна-лягушка;мудрость восхваляется; Мужик и медведь; Как мужик гусей делил ;Лиса и козел)забота о близком поощряется (Бобовое зернышко)

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительнымгероям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашиватьсовет, а к чьим советам нельзя прислушиваться. Даже дети старших группверят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Такимобразом сказка всегда будет играть огромную воспитательную роль. Почемуже сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольномвозрасте? Потому что в дошкольном возрасте восприятие сказки становитсяспецифической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтатьи фантазировать. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравниваетсебя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, чтоне у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны,посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различныхсложных ситуаций,

Этапы работы со сказкой. Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развитияэмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержаниясказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с цельюзакрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкойпозволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке,рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своеотношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыкисопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов изсказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра сиспользованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детейв героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманиюнравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героевсказки, но и окружающих людей.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 10:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Ражина Людмила Михайловна (УИ 3209743) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД