Перепичай Юлия
Консультация для педагогов «Формирование дружеских отношений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
“Без дружбы жизнь ничто!”
Цицерон
Начать хочется со слов знаменитой песенки из детского мультфильма: «Дружба крепкая не сломается не расклеится от дождей и вьюг…». С детства родители закладывают в детях понятия о доброте, справедливости и, конечно же, о дружбе. Во все времена, у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал Шота Руставели в XII веке.
Темочки:
- Дружба. Учимся дружить
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В настоящее время просматривается дефицит общения среди детей разных возрастов. Причинами этого являются чрезмерное увлечение гаджетами, телевизором, редко - книгами. Из этого следует недостаток общения со сверстниками и, конечно, ограничение возможности заводить дружеские отношения. Дети замыкаются в себе, им сложно воспринимать окружающих людей, особенно своего возраста, начинают хуже учатся, чаще болеют и т. д. Выход есть! Обязанность помочь ребенку понять необходимость дружить – это в большей степени ответственность семьи, родителей. Однако помочь в формировании этого умения мы, педагоги, можем оказать серьезную помощь.
Друг - ты кто?
Народная мудрость гласит, что дружба – самый прекрасный подарок природы после мудрости. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. ДРУГ – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого или чего-нибудь; обращение к близкому человеку, а также вежливое обращение к кому-либо.
Признаки, характеризующие дружную группу :
1. Ребята помогают друг другу, дают добрые советы;
2. Внимательны друг к другу;
3. Переживают неудачи других;
4. Радуются успехам друг друга;
5. Не ябедничают, не обижают друг друга, не дерутся;
6. Доверяют друг другу;
7. Не обманывают, говорят правду;
8. Не завидуют друг другу;
9. Не дают обидных прозвищ;
10. Принимают решения сообща, уважают мнения других;
11. Не смеются над неудачами других ребят;
12. Умеют прощать ошибки.
Ну, на многие ли вопросы из этого списка вы можете ответить положительно? Если нет, то есть некоторые рекомендации для организации дружественной атмосферы в группе среди детей старшего дошкольного возраста. Для начала выясним особенности формирования дружеских отношений именно в старшем дошкольном возрасте.
В этом возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Ребята дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются детьми. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.
В этом возрасте детьми впервые осознаются их непосредственные взаимоотношения с окружающими людьми - взрослыми и сверстниками. Это период активного становления личности ребенка.
У детей старшего дошкольного возраста начинают формироваться объединения друзей : при совместной игре, уборке территории или в игровой комнате, в процессе совместных дел на прогулке и т. д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже - по двое.
Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра. Старший дошкольник уже не назовет своим другом того, с кем играет в данную минуту. Он начинает руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе. В дружбе старших дошкольников значительную роль играет моральные качества сверстника, общий интерес к определенной деятельности. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие "дружба" ("Это когда люди не ссорятся", "С другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть", "Он всегда поможет, и я ему помогу").
Особенностью взаимоотношений детей в старшем дошкольном возрасте является то, что значимыми для них становятся те дети, с которыми они больше взаимодействуют – именно на их мнение и оценки они в большей степени ориентируются. Можно отметить также ограничение дружеских отношений у детей разного пола – дошкольники в основном дружат со сверстниками своего пола.
Важное значение в развитии дружеских отношений старших дошкольников имеет фактор сходства. Недаром дети лучше устанавливают дружеские отношения с теми, кто рядом живет, у кого вместе работают мамы и т. д. В дальнейшем, когда дети начинают замечать и оценивать личностные качества своих сверстников, положение несколько меняется, но фактор сходства продолжает действовать. Важнейшим условием построения дружеских отношений со сверстником является выражение личного отношения к нему в процессе общения. Если ребенок постоянно выражает положительное отношение к своему сверстнику, то, скорее всего они подружатся.
Дети неосознанно подражают родителям, не забывайте этого. Поэтому лучший способ научить дружить – самому быть хорошим другом кому-нибудь. Из отношений в семье ребенок перенимает способы разрешения конфликтов, умение договариваться, идти на компромисс. Все эти навыки формируются в дружбе, а затем оказываются не менее востребованными в любовных и рабочих отношениях». Взрослые могут наглядно показать преимущества «партнерских установок» : мы идем навстречу друг другу, уступаем партнеру, чтобы вместе сделать гораздо больше, нежели поодиночке.
Для организации процесса сплочения группы старших дошкольников, можно применить следующие инструменты:
1. Создать предметно-развивающую среду за счет: игр, пособий, атрибутов, например, «Азбука настроений», «Театр настроений», «Изучаем эмоции», а также игрушек, художественных произведений для чтения детям.
2. Оформить : уголок настроений: «Я сегодня…», для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции.
3. Изготовить коврик «мира», для разрешения конфликтных ситуаций с помощью переговоров и бесед.
4. Практиковать ежедневный анализ и поощрение добрых поступков детей.
5. Создать картотеку «мирилок».
6. После чтения художественных произведений (например, В. Осеева «Три товарища», «Добрая хозяюшка», «Сторож», «Случай»; Э. Хогарт «Мафин и паук»; Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»; М. Пляцковский «Урок дружбы»; А. Костинский «Тигренок, который говорил "Р-Р-Р!" и его друзья» и др.) проводить обсуждения поступков литературных героев, проблемных ситуаций общения и сотрудничества, рассуждение на темы дружбы, взаимопомощи, справедливости, а также обсуждение пословиц и поговорок, связанных с понятием дружба.
7. Организовать выставку книг с произведениями о дружбе : В. Сутеев. «Мешок яблок», «Под грибом», «Кораблик», Е. Пермяк. «Самое страшное», И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука», Н. Носов. «Бенгальские огни», «Прятки», А. Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы» и др.
8. Включать в образовательный процесс этические беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, эти обсуждения должны помогать детям: эмоционально откликнуться, сопережить и понять необходимость дружеского, заботливого и справедливого отношения к другим, воспитывать умение понимать поступки своих сверстников, правильно оценивать их с точки зрения общепринятых правил поведения.
9. Создать зоны для сюжетно-ролевой деятельности (разнообразные костюмы, маски, атрибуты для игр).
10. Организовать игры-драматизации по мотивам литературных произведений, в которых отчетливо выделено поведение персонажей.
11. Вовлекать детей в игровые и практические ситуации: содержание желательно подбирать с учетом проблем общения в группе.
12. Организовать совместную продуктивную деятельность (конструирование, рисование, аппликация, лепка, труд, перед организацией совместной деятельности провести беседы на различные темы: «Почему лучше работать вместе», «Как нужно помогать товарищу, если у него появились затруднения», и т. д.
13. Организовывать разные формы совместной деятельности — работа парами, подгруппами.
14. Своим поведением воспитателю показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Привлекать внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса.
15. Учить детей делить с другими детьми радость, говорить добрые слова. Организовывать игровые ситуациях типа «Давайте говорить друг другу комплименты», «Всем приятно ласковое слово», «Добрые пожелания».
И еще множество других инструментов для сплочения детей и привития им внутренней необходимости дружить со сверстниками именно в группе детского сада.