Любовь Анатольевна Чеснокова
Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Цель: повысить уровень квалификации педагогов ДОУ в области сенсорного воспитания дошкольников.
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ по теме „Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсо рика (от лат. sensus, «восприятие») - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка - это формирование его восприятия и представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. С помощью органов чувств мы получаем информацию о мире, разнообразии окружающей среды, что способствует развитию целостных образов предметов. Зрительное восприятие представляет возможность определять объекты пространства по форме, цвету и размеру. Кожное восприятие состоит из тактильных ощущений (определение вещей по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое, температурных ощущений, осязательных ощущений (распознание объекта на ощупь – плоское/объемное, барических ощущений (вес, тяжесть).
В рамках формирования полноценного восприятия окружающей действительности, особое место занимает сенсорное развитие, выступая фундаментом познания мира и в первую очередь посредством чувственного опыта. Залогом успеха умственного, физического, эстетического развития ребенка является уровень его сенсорного развития, а именно насколько хорошо он слышит, видит и осязает.
Для каждого ребенка индивидуальный уровень чувствительности к сенсорным раздражителям зависит от трех факторов:
Первый фактор - это врожденные качества: генетически могут наследоваться не только повышенное обоняние, абсолютный слух, но врожденные аномалии - слепота, глухота и т. п.
Второй фактор - состояние органов чувств: болезнь или травма могут оказать негативное воздействие на соответствующие элементы восприятия.
Третий фактор - это развитие органов чувств и восприятия не только в ходе стихийного познания мира, но и в процессе специального обучения. Таким образом, очевидным будет утверждение, что для человека имеющего опыт знакомства с блюдами разных стран, чувство вкуса пищи значительно тоньше в сравнении с тем, у кого был более скудный рацион питания.
Что такое сенсорные эталоны?
Каким же образом следует обучать детей? Важной и первостепенной задачей является дать возможность ребенку обследовать разнообразные предметы и попутно заострять его внимание на их свойствах. Однако для всестороннего развития восприятия этого недостаточно. Для ребенка важно освоить навык находить взаимосвязь обнаруженных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого используются специальные «мерки» - освоению которых следует уделять внимание. Вышеуказанные мерки именуют «сенсорными эталонами» и являются общеизвестными образцами внешних свойств предметов. Если взрослые владеют сенсорными эталонами не задумываясь, то ребенок овладевает ими на таком уровне легкости только к пяти годам.
Сенсорные эталоны :
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по свету и насыщенности.
- Эталоны формы - геометрические фигуры; величины - различные системы мер.
- Слуховые эталоны - это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы разделяют на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи могут быть тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.
Таким образом, основной задачей взрослых, педагогов, родителей является помощь ребенку в освоении сенсорных эталонов. Для фиксации в сознании ребенка указанных различий требуется регулярно их озвучивать, обращать внимание и напоминать о них.
Роль сенсорного воспитания заключается в том, что оно:
- является фундаментом интеллектуального развития;
- выстраивает разрозненные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- формирует наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- благотворно влияет на эстетическое чувство;
- выступает основой для формирования воображения;
- тренирует внимание;
- способствует возможности обучится новым видам предметно-познавательной деятельности;
- позволяет освоить сенсорные эталоны;
- способствует овладению навыками учебной деятельности;
- обогащает словарный запас;
- оказывает влияние на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Ребенка ежедневно окружает колоссальное количество форм и красок, в том числе его любимые игрушки и предметы повседневного быта. Кроме того, когда ребенок впервые знакомится с произведениями искусства в области музыки, скульптуры и живописи, то без участия взрослых данный опыт часто оказывается поверхностным. Именно в данный момент огромное значение оказывает сенсорное воспитание - систематическое, упорядоченное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
Спектр задач сенсорного воспитания состоит из :
В раннем возрасте : развитие кругозора знаний о цвете, форме, величине (большое значение имеет их разнообразие)
В среднем дошкольном возрасте :
- развитие сенсорных эталонов;
- ознакомление детей с иными способами изучения предметов;
- обучение классификации предметов по одному или нескольким характеристикам;
- формирование у ребенка аналитического восприятия – навыка ориентироваться в сочетании цветов, разделять форму предметов, определять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте : распознание отдельных речевых звуков и восприятия начертания букв (при освоении грамоты).
Успех будущего обучения ребенка в школе во многом зависит от должного уровня сенсорного развития. В связи с этим на этапе дошкольного обучения ребенка нужно особое внимание уделять его сенсорному развитию. Ключевыми элементами данного процесса являются регулярные тренировки и повторения, так как даже ранее усвоенные наименования цветов, выученные определения геометрических форм быстро забываются.
Каким образом знакомить детей с признаками предметов?
Наиболее эффективным инструментом является принцип «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори) :
1. Проводится презентация нового свойства детям (например, взрослый озвучивает и демонстрирует карточку зеленого цвета).
2. Далее педагог проводит различные игры на закрепление изученного понятия (игра «Покажи такого же цвета»).
3. В заключении ребенок самостоятельно называет освоенное понятие (педагог задает вопрос : «Какого цвета этот предмет?»).
В целях регулярного сенсорного развития следует постоянно упражняться в наблюдениях и проводить практические занятия закрепляя усвоенные навыки. Игровая форма таких занятий прекрасно подходит для этого. По мнению Марии Монтессори существует высокая связь между сенсорным развитием и формированием воображения ребенка. Развитые на высоком уровне органы чувств способны примечать незначительные свойства, особенности предметов окружающей среды, которые могут быть фундаментом в процессе создания необычного образа.