Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» (5 фото)

Любовь Анатольевна Чеснокова
Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повысить уровень квалификации педагогов ДОУ в области сенсорного воспитания дошкольников.

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ по теме „Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Сенсо рика (от лат. sensus, «восприятие») - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка - это формирование его восприятия и представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. С помощью органов чувств мы получаем информацию о мире, разнообразии окружающей среды, что способствует развитию целостных образов предметов. Зрительное восприятие представляет возможность определять объекты пространства по форме, цвету и размеру. Кожное восприятие состоит из тактильных ощущений (определение вещей по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое, температурных ощущений, осязательных ощущений (распознание объекта на ощупь – плоское/объемное, барических ощущений (вес, тяжесть).

В рамках формирования полноценного восприятия окружающей действительности, особое место занимает сенсорное развитие, выступая фундаментом познания мира и в первую очередь посредством чувственного опыта. Залогом успеха умственного, физического, эстетического развития ребенка является уровень его сенсорного развития, а именно насколько хорошо он слышит, видит и осязает.

Для каждого ребенка индивидуальный уровень чувствительности к сенсорным раздражителям зависит от трех факторов:

Первый фактор - это врожденные качества: генетически могут наследоваться не только повышенное обоняние, абсолютный слух, но врожденные аномалии - слепота, глухота и т. п.

Второй фактор - состояние органов чувств: болезнь или травма могут оказать негативное воздействие на соответствующие элементы восприятия.

Третий фактор - это развитие органов чувств и восприятия не только в ходе стихийного познания мира, но и в процессе специального обучения. Таким образом, очевидным будет утверждение, что для человека имеющего опыт знакомства с блюдами разных стран, чувство вкуса пищи значительно тоньше в сравнении с тем, у кого был более скудный рацион питания.

Что такое сенсорные эталоны?

Каким же образом следует обучать детей? Важной и первостепенной задачей является дать возможность ребенку обследовать разнообразные предметы и попутно заострять его внимание на их свойствах. Однако для всестороннего развития восприятия этого недостаточно. Для ребенка важно освоить навык находить взаимосвязь обнаруженных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого используются специальные «мерки» - освоению которых следует уделять внимание. Вышеуказанные мерки именуют «сенсорными эталонами» и являются общеизвестными образцами внешних свойств предметов. Если взрослые владеют сенсорными эталонами не задумываясь, то ребенок овладевает ими на таком уровне легкости только к пяти годам.

Сенсорные эталоны :

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по свету и насыщенности.

- Эталоны формы - геометрические фигуры; величины - различные системы мер.

- Слуховые эталоны - это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы разделяют на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи могут быть тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Таким образом, основной задачей взрослых, педагогов, родителей является помощь ребенку в освоении сенсорных эталонов. Для фиксации в сознании ребенка указанных различий требуется регулярно их озвучивать, обращать внимание и напоминать о них.

Роль сенсорного воспитания заключается в том, что оно:

- является фундаментом интеллектуального развития;

- выстраивает разрозненные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- формирует наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- благотворно влияет на эстетическое чувство;

- выступает основой для формирования воображения;

- тренирует внимание;

- способствует возможности обучится новым видам предметно-познавательной деятельности;

- позволяет освоить сенсорные эталоны;

- способствует овладению навыками учебной деятельности;

- обогащает словарный запас;

- оказывает влияние на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Ребенка ежедневно окружает колоссальное количество форм и красок, в том числе его любимые игрушки и предметы повседневного быта. Кроме того, когда ребенок впервые знакомится с произведениями искусства в области музыки, скульптуры и живописи, то без участия взрослых данный опыт часто оказывается поверхностным. Именно в данный момент огромное значение оказывает сенсорное воспитание - систематическое, упорядоченное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Спектр задач сенсорного воспитания состоит из :

В раннем возрасте : развитие кругозора знаний о цвете, форме, величине (большое значение имеет их разнообразие)

В среднем дошкольном возрасте :

- развитие сенсорных эталонов;

- ознакомление детей с иными способами изучения предметов;

- обучение классификации предметов по одному или нескольким характеристикам;

- формирование у ребенка аналитического восприятия – навыка ориентироваться в сочетании цветов, разделять форму предметов, определять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте : распознание отдельных речевых звуков и восприятия начертания букв (при освоении грамоты).

Успех будущего обучения ребенка в школе во многом зависит от должного уровня сенсорного развития. В связи с этим на этапе дошкольного обучения ребенка нужно особое внимание уделять его сенсорному развитию. Ключевыми элементами данного процесса являются регулярные тренировки и повторения, так как даже ранее усвоенные наименования цветов, выученные определения геометрических форм быстро забываются.

Каким образом знакомить детей с признаками предметов?

Наиболее эффективным инструментом является принцип «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори) :

1. Проводится презентация нового свойства детям (например, взрослый озвучивает и демонстрирует карточку зеленого цвета).

2. Далее педагог проводит различные игры на закрепление изученного понятия (игра «Покажи такого же цвета»).

3. В заключении ребенок самостоятельно называет освоенное понятие (педагог задает вопрос : «Какого цвета этот предмет?»).

В целях регулярного сенсорного развития следует постоянно упражняться в наблюдениях и проводить практические занятия закрепляя усвоенные навыки. Игровая форма таких занятий прекрасно подходит для этого. По мнению Марии Монтессори существует высокая связь между сенсорным развитием и формированием воображения ребенка. Развитые на высоком уровне органы чувств способны примечать незначительные свойства, особенности предметов окружающей среды, которые могут быть фундаментом в процессе создания необычного образа.

Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
Фото «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов ДОУ по теме - фото
Фото №1 Цель повысить уровень квалификации педагогов ДОУ в области сенсорного Фото №2 Воспитание детей
Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик» Г. А. Некрасова.

Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста одна из важных задач, которую можно решить с помощью игровой деятельность.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 декабря 2022 в 21:36
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ по теме «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Анатольевна Чеснокова (УИ 1410603) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД