Юлия Панова
Консультация для педагогов ДОУ «Художественные техники: рисование с помощью пищевых красителей, сухой гуаши»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образование
учреждение «Детский сад № 10 общеразвивающнго вида»
Консультация
для педагогов ДОУ по теме : Художественные техники. «Рисование с помощью пищевых красителей, сухой гуаши».
Воспитатель: Панова Ю. А.
2016г.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Художественные техники: рисование с помощью пищевых красителей, сухой гуаши“» размещена в разделах
- Гуашь. Рисование гуашевыми красками
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
В искусстве эстетический опыт человечестве передается в виде образов. Они немыслимы без эмоций, однако переживание образа всегда предполагает его осмысление. В отношении детей дошкольного возраста правильнее было бы говорить о художественно-выразительном образе, который предстает в рисунке в единстве переживания, осмысления окружающего мира, искусства, своего внутреннего мира и отображения своих впечатлений.
Художественные техники - одно из ярких и разнообразных средств выразительности. С их помощью можно моделировать образ, придавая ему индивидуальные черты, особенно если речь идёт о неклассических техниках, в основе которых - эксперимент с материалами. Дошкольники в этот эксперимент включаются легко. Почему? Суть в том, что у них ещё не сформированы изобразительные стереотипы, которые мешают творческому развитию.
Традиционно в качестве пищевых красителей используют сок растений, плоды, измельчённые цветы, их части, экстракты и настои (из корней, листьев, околоплодников и т. д.) и даже микроорганизмы. Технология изготовления пищевых красителей многообразна. В их основу входят как растительные экстракты, так и синтетические вещества. Некоторые пищевые красители получают химическим путём, они по своему строению идентичны веществам, полученным естественным путём.
Самые распространённые среди красителей - те, с помощью которых окрашивают пасхальные яйца. Именно их попробуем применить в работе с детьми дошкольного возраста.
Для творческих экспериментов более всего подходят порошковые красители. Своеобразие техники в том, что их частички наносят на влажную поверхность листа путем рассыпания. На влажной основе они растворяются. Тем самым создаются интересные цветовые пятна, которые можно преобразовать в различные образы. Благодаря концентрированности цвета получается широкий спектр оттенков одного цвета. Красители легко смешиваются, так возникают дополнительные оттенки.
Работая с пищевыми красителями, в качестве дополнительного материала целесообразно использовать акварель. Эта краска сохраняет прозрачность фона, воздушность цветового покрытия.
Детали образов выполняются гелевыми ручками, фломастерами, масляной илимелковой пастелью.
В эксперименте с красителями могут принимать участие все дошкольники -имладшие, истаршие. Рассмотрим специфику применения красителей в образовательном процессе.
Для детей 2-3 лет
1. «Цветочная полянка»
Цель. Формировать эстетическиепредставления о многообразии форм цветов и способах их изображения с помощью пищевых красителей.
Первый этап работы - выполнение фона акварельными красками. Лист
бумаги с помощью губки дети предварительно - самостоятельно или с помощью взрослого – смачивают водой. Далее поверхность листа закрашивают любыми цветами. Работая над фоном, важно помнить: цвета необходимо смешивать, сохраняя при этом прозрачность бумаги. Для этого лучше Использовать широкие, плоские кисти, ведь у детей раннего и младшего Дошкольного возраста движения пока ещё не скоординированы. Поэтому Широкая кисть подходит для работы лучше всего, так как не позволяет набрать много краски на ворс.
На подготовленный фон, не дожидаясь, пока он высохнет, пучками рассыпают пищевые красители. Сначала тех цветов, которые будут отображать бутоны, затем зелёный краситель, обозначающий листья и траву. Частички красителя, соединяясь с влажным фоном, создают эффект распыления. Образовавшиеся цветовые пятна с помощью гелевых ручек (фломастеры, пастель) дорисовывают до бутонов, т. е. изображения сердцевины цветка и стебельков. Тычинки можно нанести ватными палочками.
Что важно в этом процессе? Обратить внимание детей на форму бутонов. Пищевые красители, растворяясь на листе, сохраняют элемент непредсказуемости. Очень сложно предугадать, какой формы получатся цветы. Эта особенность красителей создает предпосылки для развития у детей воображения и расширения их изобразительного опыта.
Для детей 3-4лет
2.«Ковёризодуванчиков»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях изображения одуванчиков в траве с помощью пищевых красителей.
Первоначально выполняется фон акварельными красками, которые, чтобы обозначить небо и траву, наносятся на влажный лист бумаги. Красящий слой должен быть прозрачным. Это для того, чтобы цветовые пятна, образованные пищевыми красителями, были контрастными по отношению к фону.
Красители рассыпают пучками. Для изображения одуванчиков применяется жёлтый краситель, а для листьев и травы - зелёный. Чтобы передать фактуру лепестков одуванчика, можно применять восковую пастель или фломастеры. И с помощью штрихов добиваться узнаваемости цветов.
Когда красители подсохнут, акварельными красками можно дорисовать стебельки и на переднем плане проработать листья.
Для детей 5-7лет
3.«Макиввазе»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях изображения
маков пищевыми красителями.
Прежде чем выполнить фон, лист бумаги смачивают водой, чтобы акварельные краски легко смешивались, создавая цветовое пространство. Цвета лучше подбирать светлые по тону, для того чтобы выделить сочные бутоны маков. Как только фон готов, в верхней части листа рассыпают красный краситель. Поверх красного небольшим пучком наносят жёлтый, оранжевый, розовый или фиолетовый краситель. Сердцевину маков выполняютакварельными красками, тычинками- гуашью с помощью ватных палочек.
Цветоложе лучше изобразить акварельными красками.
Внижней части листа гуашью рисуется ваза. На кисть наносят сразу два цвета: сначала светлый оттенок, потом любой, по выбору каждого ребёнка. Далее выбирается местоположение вазы и с помощью формообразующих движений создаётся силуэт вазы. Форма вазы может быть любой. Всё зависит от того, как расположены цветы в натюрморте.
Листья и стебли рисуют гуашью или акварелью, прожилки — или пастелью, или фломастером, или гелевой ручкой. В заключение можно нанести украшение ватными палочками и гуашью.
Для детей 4-6 лет
4. «Флоксы»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях изображения флоксов пищевыми красителями.
Как и в предыдущих рисунках, фон выполняют акварельными красками. Далее в верхней части листа рассыпают пищевые красители. Порошок наносят в форме полосок, поочерёдно меняя цвета красителей. Под цветовым пятном рассыпают зелёный краситель, обозначающий листву. Отдельные стебельки лучше нарисовать акварельными красками, а вазу - красителями и акварелью. Пищевые красители рассыпают в нижней части листа. Цветовое пятно, образованное ими, составляет основу вазы. Силуэт самой вазы обводят акварельными красками, чтобы сделать её форму более выразительной.
Для детей 5-7 лет
5. «Букет роз»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях изображения роз салфетками и пищевыми красителями.
Вначале акварельными красками любого цвета выполняют фон. Для придания ему фактурности краски наносят поролоновым валиком. В этом случае фон получается неоднородным, с текстурным рисунком. Не дожидаясь, пока высохнет лист бумаги, зелёный краситель рассыпают щепотками, а поверх - немного жёлтого.
Пока сохнет основа, можно выполнить бутоны роз. Подойдут белые бумажные салфетки, расправленные и вытянутые по диагонали. Далее их накручивают на палец в форме кольца и в таком положении приклеивают к фону. На бутоны рассыпают красители. Цвета выбирают дети. Чтобы бутоны окрасились, влажной кисточкой проходят по поверхности бутонов там, где рассыпан краситель. Краситель, соединяясь с водой, растворяется. Оставшиеся при этом частички концентрированного оттенка придают розам выразительность.
Вазу можно нарисовать гуашью приёмом механического смешивания цветов или поролоновыми тампончиками (поролоновые губки, намотанные на карандаш). Поролон придает вазе дополнительную фактуру.
Листья и стебли рисуют масляной пастелью, сохраняя штриховку. Приём привносит в работу эффект лёгкости.
Для детей 3-7 лет
6. «Анютины глазки»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях изображения анютиных глазок бумажными салфетками и пищевыми красителями.
Сначала дети выполняют бутоны из бумажных салфеток. Малышам для этого предоставляют заготовки, а старшие дошкольники готовят бутоны самостоятельно: в сложенном виде складывают салфетку ещё два раза. После этого ножницами вырезают один лепесток. Бутон раскрывают и посыпают пищевыми красителями (жёлтый, синий и фиолетовый). А лепестки смачивают водой с помощью кисточки. Красители растекаются, окрашивая бутоны.
Пока сохнут бутоны, подготавливается фон. Для этого используются акварельные краски светлых оттенков. Далее определяется местоположение корзинки или вазочки. Младшие дошкольники заполняют гуашью с помощью губки заранее подготовленные трафареты. Старшие рисуют вазы или корзинки самостоятельно.
После этого можно приступать к созданию букета. Высохшие заготовки цветов крепят на пластилин приёмом прищипывания. На каждый цветок используют две заготовки, которые поочерёдно крепятся на кусочек пластилина. Распределив цветы, можно дополнить букет листьями и травками, нарисованными акварелью или гуашью либо масляной пастелью.
7. «Морской пейзаж»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях изображения морского пейзажа пищевыми красителями.
Для морского пейзажа, так же как и для любой работы, фон подготавливают на основе акварельных красок. С помощью широкой кисти или поролонового валика распределяется цветовое пространство листа бумаги на небо и море. Цветовые выборы могут быть любыми. Самое главное — создать колорит-настроение. Для этого смешивают цвета на влажной основе листа бумаги, а затем сразу наносят пищевые красители для обозначения моря и облаков. Чтобы передать фактуру моря, красители рассыпают в форме полосок, Для изображения облаков (туч) лучше рассыпать красители пучками по кругу.
8. «Морское дно»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях изображения морского дна пищевыми красителями.
В данной работе фон предварительно не выполняется, красители сразу наносятся на влажную поверхность листа. Малыши рассыпают красители хаотично, пучками. Водоросли изображают акварельными красками с помощью кисточек, ватных палочек, зубных щёток.
Пока сохнет фон, дети раскрашивают заранее приготовленные силуэты рыб. Для этого подойдёт гуашь, она создаёт матовую, фактурную основу, более контрастную по отношению к прозрачному фону.
Морское дно дополняется ракушками, камушками, которые крепятся с помощью пластилина. Старшие дошкольники, создавая фон пищевыми красителями, целенаправленно рассыпают их на влажную поверхность листа, отображая песок, водоросли и воду. Для изображения песка - для эффекта - можно дополнительно воспользоваться бумажными салфетками. Силуэты рыб закрываются гуашью; при этом дети могут использовать различные инструменты: ватные палочки, губки, крышки от пластиковых бутылок.
На подсохший фон рыбок прикрепляют с помощью двухстороннего скотча. Водоросли можно изобразить с помощью зубной щётки, пастели или пластилина. Дно также может быть дополнено деталями (ракушки, камни, бусинки, которые закрепляются на фоне пластилином. Некоторые камни по желанию детей могут быть окрашены гуашью.
Для детей 4-6 лет
9. «Пейзаж»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях изображения садовых растений.
Вид и содержание пейзажа могут быть различными. Всё зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей. Однако есть общие основы для выполнения пейзажа. Первоначально лист бумаги смачивают водой и покрывают акварельными красками. По линии горизонта рассыпают пищевые красители. Цвета выбирают в соответствии с тем, какое время года желает отобразить автор. Так же красители рассыпают на переднем плане для обозначения кроны деревьев и травы. Детали композиции дополняют с помощью акварели или гуаши. Стволы и ветки прорисовывают кисточкой, гелевой ручкой или пастелью.
Для детей 4-7 лет
10. «Салют»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях изображения
салюта с помощью пищевых красителей.
Чтобы создать композицию «Салют», дети 4-5лет наносят акварельные краски на влажный лист бумаги, выбирая цвета, характерные для цвета неба. После этого пучками рассыпают пищевые красители. Кремлёвскую стену рисуют внижней части листа с помощью трафарета, который заполняют гуашью. Старшие дошкольники самостоятельно дополняют композицию деталями.
Техника, которая также создаёт эффект распыления, - это рисование сухой гуашью. Как её применить в работе с детьми, сохраняя изобразительные возможности? Прежде всего следует размельчить гуашь до порошкового состояния. В таком виде она легче ложится на влажный лист бумаги, образуя цветовое, фактурное пятно. Вот это пятно можно преобразовать в различные образы.
Для детей 3-4 лет
1. «Полевые цветы»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях использования сухой гуаши в процессе изображения полевых цветов.
Первоначально с помощью акварельных красок выполняют фон. Наносят их на влажный лист бумаги с помощью валика или губки. После этого сразу рассыпают сухую гуашь; так образуются цветовые пятна, имитирующие бутоны. Сердцевинки цветов дорисовывают гуашью, тычинки наносят ватными палочками. Корзинку можно изобразить с помощью пластилина, применив приём раскатывания столбиков. Столбики укладываются друг за другом в горизонтальном положении; так передается форма корзины: короткие -вертикально, поверх горизонтальных. Листья и стебли лучше изобразить гуашью, чтобы композиция была завершённой.
Для детей 4-6 лет
2.«Берег моря»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях изображения морского берега сухой гуашью.
Первый этап работы — выполнение фона акварелью или гуашью. Дети самостоятельно определяют линию горизонта и колористическую гамму пейзажа. На передний план, пока фон ещё не высок, наносят частички сухой гуаши, имитирующие камни, гальку и песок. Частички, присоединяясь к влажной поверхности листа, растворяются, образуя целостное цветовое пятно, имеющее определённую фактуру.
3.«Горный пейзаж»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях изображения гор сухой гуашью.
Для начала необходимо выполнить фон или акварелью, или гуашью. Дети самостоятельно выбирают цвета для изображения неба. Сухой гуашью рисуют горы. Посыпая разноцветными частичками влажную поверхность листа, отображают форму гор. Создавая пейзаж, важно помнить: частички следует располагать плотно друг к другу. В этом случае фактура горы будет выглядеть более реалистично. Чтобы объединить частички гуаши, можно покрыть поверхность гор гуашью, цвет который отличается от основного оттенка работы.
Для детей 3-7 лет
4. «Снег идёт»
Цель. Формировать эстетические представления об особенностях изображения снега сухой гуашью.
Для зимнего пейзажа необходим колорит, который дети определяют самостоятельно. Фон лучше проработать гуашью. Важно не пересушить работу Кисть должна быть увлажнённой и плотно закрывать поверхность листа. Для передачи дальнего плана - отображения лесной полосы - подойдёт зубная щётка или малярная кисть. На переднем плане, применяя крупные частицы сухой гуаши, можно изобразить деревья, сугробы, а мелкими частицами -падающий снег. Сухая гуашь будет хорошо держаться на поверхности листа только в том случае, если фон увлажнён. Поэтому снег и сугробы необходимо рисовать сразу по выполнении фона. Все детали прорисовываются красками – гуашью. Содержание деталей определяется возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Художественно-выразительный образ в изобразительном творчестве детей дошкольного возраста выступает как единство общего и единичного, мыслей и чувств, рационального и иррационального, изобразительного и выразительного. Он включает такие специфические признаки, как мгновенность и избирательность восприятия, условность и пространственность изображения. Кроме того, образ в детских работах передаёт не только объективную реальность, но и субъективный мир ребенка. Он выражает действительность внешнюю и действительность внутреннюю - тот внутренний мир маленького художника, который тоже является реальностью. И в этой связи важно умело подбирал» средства, с помощью которых дети могут отобразить все свои впечатления, переживания, представления в художественно-выразительном образе. Владение художественными техниками даёт ребёнку изобразительную свободу, а знание их эффектов позволяет варьировать содержание образов.