Наталья Плешко
Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация работы в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Организация работы в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояния здоровья которых препятствует освоению основной образовательной программы вне специальных условий обучения и воспитания.
Многие семьи узнают о том, что у их ребенка ОВЗ только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется родителям (законным представителям) спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим.
В детском саду обнаруживаются новые трудности для ребенка дошкольного возраста. Новый режим дня, игровая и образовательная деятельность, а необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с ОВЗ. И если дома родители (законные представители) привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям ДОУ.
Услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь своему ребенку. Поэтому, работа с родителями (законными представителями) этой категории детей, выходит на первый план. Необходимо познакомить их с особенностями развития детей с ОВЗ. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы, которые отражаются в индивидуальном образовательном маршруте ребенка.
Для успешной адаптации к социуму, условиям детского сада педагогам ДОУ необходимо разработать систему работы с такими детьми. Комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении должно быть направлено на улучшение психического и физического здоровья ребенка с ОВЗ, на создание благоприятных условий пребывания в группе сверстников, способствовать развитию способностей ребенка.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, комплексный подход и интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
- развитие самостоятельности через предоставление помощи;
- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
-формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность не смотря на возраст малышей;
педагогического характера :
-рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
- активизация психических процессов память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение, развития через коммуникацию и имитацию.
Целью работы с детьми с ОВЗ является обеспечение условий для развития эмоционально - личностной сферы дошкольника.
Задачи сопровождения детей с ОВЗ:
- создать толерантную среду для субъектов воспитательно - образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
- обеспечить успешность детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
- укрепить здоровье и предупредить появления вторичных нарушений физического и психического развития;
- создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ, обогатить его социальный опыт для гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Взаимодействие с детьми в непосредственно- образовательной деятельности, должно носить системный и конструктивный характер, реализовываться через различные формы работы : интегрированные игры-занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые, игры (дидактические, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.).
В рамках проводимой образовательной деятельности, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста необходимо обращать внимание на формирование умений у детей работать в паре, учить слушать и слышать.
При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается три задачи: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей. Необходимо использовать в работе с детьми с ОВЗ элементы здоровьесберегающих технологий, образовательно-воспитательный процесс направить на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития. Важно вовлечь ребенка в совместную деятельность. В процессе осуществления психолого-педагогической поддержки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями рекомендовано использовать нетрадиционные формы работы.
Известно, что использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей с ОВЗ.
- Сказкотерапия - потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку ОВЗ развиваться в социуме как личности. Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка.
- Творчество - работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
- Взаимодействие со сверстниками и взрослыми - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивают уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками. Учитывая возраст детей работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ОВЗ в систему социальных отношений, рекомендуется осуществлять по нескольким направлениям:
- в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
- в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
- в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
Работа по формированию социально-коммуникативных умений повседневна и органично включается во все виды деятельности.
В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формировать культурно-гигиенические навыки, развивать первоначальные представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка ребенка с ОВЗ. Правильно организованная система профессиональной деятельности, воспитателя группы, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов, правильно подобранные методы, формы и приемы создадут условия для успешного воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, позволят ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствовать социализации.
Задача всех и каждого для успешной социализации детей с ОВЗ в общество осуществлять поиск наиболее правильных путей, средств, форм и методов воспитания и обучения. Ведь наполнить черно-белый мир маленького, особенного ребенка яркими и светлыми красками можно только совместными усилиями.