Татьяна Кузнецова
Консультация для педагогов «Методы и приемы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ».
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.
Воспитание стремления людей к здоровому образу жизни - одна из главных задач современного общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья, в том числе и детей. Еще В. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому первоочередной задачей Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, вступившего в силу с 1 января 2014 года, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Публикация «Консультация для педагогов „Методы и приемы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ“,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Многие ученые (С. Боткин, И. Павлов, И. Сеченов, П. Хельзинг и др.) доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный ритм облегчает стрессовое состояние. Человек живет в звуковом пространстве, а как сказал древний философ Платон, «звук строит все пространство Вселенной».
В истории немало факторов, свидетельствующих об успешном использовании терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с ее удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего – либо. Музыкальная терапия вместе с арт – терапией может стать эффективным методом лечения детских неврозов.
Все это говорит о том, что нам, педагогам – музыкантам, нужно формировать у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, но и к звуковой среде окружающего мира в целом.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Всем нам известна структура музыкального занятия, которая включает:
- музыкально- ритмические движения;
- слушание музыкальных произведений;
- пение;
- игровое и танцевальное творчество;
- релаксацию.
Каждая часть музыкального занятия может включать в себя следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Музыкально – ритмические движения:
- ритмотерапия (музыкально – ритмические упражнения, направленные на профилактику, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости. Они помогают добиться эмоциональной разрядки, выполняют релаксационную функцию. Движение и танец снимают нервно – психическое напряжение, помогают легко и быстро устанавливать дружеские связи со сверстниками.
- логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания, направленные на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, активизацию всех видов внимания и памяти.
- терапия творчеством (арт – терапия) эта методика благотворно действует на психику ребенка, расширяет репертуар эмоциональных переживаний, развивает звуковысотный и ритмический слух, чувство формы, активность внимания, быстроту реакции, память.
Слушание музыки:
- музыкотерапия (по О. Машкову, М. Мудрову, И. Тарханову)
Это эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.
-«эффект Моцарта»
Исследования А. Томатиса и Д. Кемпбела показали, что произведения В. А. Моцарта благотворно воздействуют на развитие детей. Под влиянием его музыки дети быстрее развиваются, лучше учатся, становятся более спокойными. Подобный эффект наблюдается и при прослушивании звуков природы: шума дождя, морского прибоя, пения птиц.
Двойной эффект приносит использование звукового сопровождения – игры на колокольчиках во время прослушивания произведений Моцарта, помогает зонировать окружающее пространство, «очищает от болезнетворных бактерий».
- сказкотерапия
Эта методика важна для душевного состояния ребенка, открывает перспективы собственного роста, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное мышление, фантазию, воображение.
Пение:
-вокалотерапия (методика А. Попова и С. Шушурджана)
Это лечение пением. Развивает межличностные отношения, регулирует психовегетативные процессы, формирует оптимистическое отношение к жизни. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функционированию сердечно – сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируются внутренние органы.
- дыхательная гимнастика (по методу А. Н. Стрельниковой)
Эта методика направлена на укрепление и восстановление здоровья детей, коррекцию логоневрозов, лечение и восстановление певческого голоса. В детском саду нужно проводить дыхательную гимнастику в первой половине занятия (через 1 час после приема пищи) в течение 2-3 минут. Зал, где проводится занятие должен быть хорошо проветрен. Не рекомендуется проводить перед сном, т. к вызывает прилив бодрости. Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире дыхательная гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку, что обеспечивает позитивное воздействие на весь организм.
Вдох должен быть резким, шумным, коротким.
- артикуляционная гимнастика
Не отнимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а так же выразительную дикцию.
При исполнении упражнений требуется концентрация внимания на синхронной работе голосового аппарата, диафрагмы и мышц живота.
- физвокализ (основатель А. И. Попов)
Это система вокальных упражнений, направленная на увеличение объема легких, обеспечение их качественной вентиляции, нормализацию работы сердечно-сосудистой системы. Физвокализ нормализует физиологические и психофизиологические процессы в организме, создавая оптимальный нервно-мышечный тонус, особенно благотворно действуя на дыхательную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы.
Техника произнесения звуков такова: сначала нужно научиться произносить гласные звуки. Для этого следует набрать воздух полной грудью и при расслабленных мышцах живота медленно пропускать воздух вместе со звуком через голосовые связки. Звук идет вдоль позвоночника в копчик, а затем поднимается наверх, воздействуя на энергетические центры и вызывая колебательный эффект во всем организме. Эта вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия.
- фонопедический метод развития голоса (ФМРГ В. В. Емельянова)
Данный метод направлен на оздоровление голосового аппарата, укрепление гортани, расширение звукового диапазона детского голоса. Он способствует улучшению психоэмоционального фона, развитию и гармонизации личности.
Важная особенность метода – развитие у ребенка способности к самоанализу и самоконтролю. Развивающие голосовые игры и упражнения дают детям возможность научиться управлять своим голосом, координировать его, выражать свои эмоции, включать энергетические ресурсы организма.
- дикционные упражнения
Дикционные упражнения (скороговорки, дразнилки, пословицы, поговорки; произношение текста песен шепотом и без звука; ритмодикламация) позитивно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют им укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки.
После ознакомления со скороговорками желательно разобрать их содержание, понять смысл, определить главный звук, на основе которого они построены. Проговаривать сначала медленно, затем постепенно переходить на более быстрый темп. Можно использовать разные варианты проговаривания: шепотом, полушепотом, громким звуком. Я использую еще и с разной интонацией (грустно, сердито, радостно и т. п.)
Ритмодикламация –
четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ее основная цель- развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодикламации: каждое слово, слог, звук воспроизводятся осмысленно. Один и тот же текст можно окрашивать разными эмоциями. Возможно сопровождение текста звучащими жестами (хлопками, шлепками, притопами, щелчками и. т. п) или игрой на шумовых инструментах.
Использование ритмодикламации формирует естественное звучание голоса, вырабатывает речевое и певческое дыхание, развивает четкую дикцию и выразительное исполнение различных настроений в речевом и музыкальном материале.
Пример: упражнение «Белый снег» с жестами.
Игровое творчество:
- игровой массаж и самомассаж:
Обладает не только лечебным действием. Проводить его можно и с профилактической, и с гигиенической целью. Детский игровой массаж влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Также он стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, выступает своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубжележащих тканей. Задачи игрового массажа: сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье, приобщать дошкольников к основам здорового образа жизни.
Используется массаж рук, массаж пальцев, массаж спины.
-пальчиковая гимнастика
Нацелена на совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, т. е. на развитие синхронных движений глаз и ведущей руки, а также укрепление межфункциональных связей.
Задачи пальчиковой гимнастики и игр – стимулировать развитие речевых зон коры головного мозга, а также способствовать развитию социальной зоны руки.
- музыкальные игры
Музыкальные игры приобщают детей к музыке, помогают понять ее содержание, осмыслить ее выразительные средства. Музыкальная игра способствует системному развитию психологического комплекса у детей: восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти, мышления и в частности эмоционально-чувственного компонента, поскольку содержанием искусства служат человеческие эмоции, настроение, чувства, которые отражаются благодаря специфическим музыкальным средствам (ритм, порядок, гармония, темп и т. д.).
Релаксация:
-психогимнастические игры
Психогимнастические игры М. А. Панфиловой посвящены определенному разделу психомоторики направлены на развитие воображения, снятия интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений со сверстниками и взрослыми, формированию уверенности в себе.
Проблема общения со сверстниками - одна из важнейших в формировании личности ребенка. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению, в дальнейшем у него могут возникнуть меж- и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а прой просто невозможно.
-музыкальный аутотренинг
Это эффективный прием самовыражения, а также метод корректировки эмоций. Музыкальная психогимнастика способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных ассоциаций, помогает расслабиться. Умение управлять своими эмоциями жизненно важно, поскольку служит профилактикой многих заболеваний, тренерует самообладание, формирует умение преобразовать отрицательный очаг возбуждения в положительный.
- улыбкотерапия
Это метод оптимизации психического состояния, направленный на снижение эмоционального дискомфорта, страха, агрессивности, замкнутости, поднятие настроения детей, адаптацию к окружающей среде.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех
известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак –
использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению
возникающих проблем
Логоритмика
Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях я провожу в
основном во время музыкально-ритмических движений и игр- драматизаций.
• Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры,
пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка
воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка.
• Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие
элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и
музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой,
учит общению со сверстниками. • А так же способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры применяю в качестве физминуток после слушания
или перед пением (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с
Темой недели, например упражнение «Моя семья» тема «Семья», «Мы платочки постираем» по теме «8 марта».
На музыкальных занятиях пальчиковые игры провожу чаще всего под
музыку - так попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций,
пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые
сказки»- знакомые дошкольникам - «Заюшкина избушка», «Колобок» и др.
адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего
имеют стихотворную форму.
Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и
сказок:
• стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
• совершенствует внимание и память;
• формирует ассоциативно-образное мышление;
• облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма, развивает мелкую моторику.
Психогимнастика.
Психогимнастические упражнения на своих занятиях я использую в начале
занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости
от их настроения); в конце занятия – упражнения на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций - чтобы помочь детям войти в тот или иной образ.
Прежде всего, такие упражнения показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Пример: упражнение «Раз, два, три – пару себе найди», коммуникативная игра «Здравствуй друг» и др.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения.
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить
здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и
жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика
хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека
комплексное лечебное воздействие.
Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и со всей группой,
в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятия должна быть хорошо проветрена.
Ритмопластика.
Упражнения на ритмопластику я провожу в основном во время танцев и
драматизаций. В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях
для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле.
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных
занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего
собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского
развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы,
вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и
развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение,
способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
А так же имеют значение и для умственного развития детей.
На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях использую речевые игры, игровой массаж и самомассаж, танцевальную терапию.
Желаю всем крепкого здоровья и творческих успехов!