Ольга Барбашина
Консультация для педагогов ДОУ и родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ и родителей
Без игры нет и не может быть полно-
ценного умственного развития….
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ и родителей „Тренируем пальчики — развиваем речь“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно – гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры.
В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение и речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения; помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем – то магическим и успокаивающим.
С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие в детском саду.
Пальчиковые игры можно систематизировать по лексическим темам, что значительно облегчает процесс составления планирования воспитательно – образовательного процесса в группе детского сада. Темы: «Я и моя семья, имя», «Фрукты», «Времена года», «Веселый счет», «Дикие животные», «Домашние животные», «Сказки, сказочные персонажи» и многие другие –позволят педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, а также закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику рук.
При подборе игры необходимо помнить об индивидуальных и возрастных особенностях: если дети 4- 5лет справляются самостоятельно, то младшим ребятам необходима помощь взрослых.
С чего начать?
1. Сначала взрослому необходимо самому показать игру.
2. Затем взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
4. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
1. Не проводите игру холодными руками. Их можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
2. Если в новой игре имеются незнакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
3. Пальчиковые игры с детьми до 2 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка. Детям старше двух лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
4. Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
5. Используйте максимально выразительную мимику и эмоциональную окраску текста стихотворения.
6. Делайте в подходящих местах паузы; говорите то тише, то громче; определите, где можно говорить очень медленно; повторяйте, где это возможно, движения без текста.
7. Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми.
8. Проводите занятия весело; не делайте замечания малышу, если на первых порах он что-то делает неправильно; поощряйте успехи.
Придумайте сами.
Вы можете сами придумать пальчиковую игру на понравившееся стихотворение. Например:
Кто там топает по крыше?
Топ- топ- топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли.
Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
Топ-топ-топ.
На слова «топ-топ-топ» подбираем движения, имитирующие, как стучат капли дождя. Это могут быть хлопки в ладоши, по коленям, стук кулачками по поверхности стола.
В первой, третьей и пятой строках нет описания реального объекта, который можно изобразить. Для этого существует ряд движений, подходящих независимо от содержания текста. Это вращение кулачками по отдельности или попеременно, поочередное касание пальчиками противоположных пальчиков соединенных ладошек, постукивание кулачками, массаж пальчиков и др.
А вот в предпоследней строке говорится о кошке. «Кошка» в пальчиковых играх изображается так: указательный, средний и безымянный пальцы согнуты к ладошке, большой палец и мизинец подняты вверх. Теперь объединяем стихотворный текст и движения. Получилась игра!
Начать разучивать игру рекомендуется с младшего дошкольного возраста. Но часто старшие дети с удовольствием играют в пальчиковые игры, разученные еще в младшем возрасте. Главное – учитывать время и место данной игры.
Желаю удачи!
Пальчиковые игры
по лексическим темам
Я и моя семья
Семья (русская народная потешка).
(Круговые движения на подушечке пальца с последующим загибанием)
Этот пальчик большой –это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка – милая девчонка.
И самый маленький крепыш – это славный наш малыш.
Веселый счет
Пять пальцев (русская народная потешка (счет до 5).
На моей руке пять пальцев, (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Пять хватальцев, Поочередно загибать и разгибать пальцы.)
Пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить, (Имитировать действия по тексту.)
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать: (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
Раз, два, три, четыре, пять! На счет- поочередно загибать пальчики на
обеих руках.)
Труд
Хозяюшка(И. Гурина).
В понедельник я стирала, (Выполнять круговые движения на
Пол во вторник подметала. подушечке пальца с последующим
В среду я пекла калач, загибанием.)
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье (Хлопать в ладоши.)
Позвала на день рождения.
Домашние животные
Бобик
Бобик, Бобик, славный пес (вращение кулаком)
Белый лобик, черный нос (показать на лице)
Бобик, Бобик, лапу дай! (вытянуть руку вперед)
Сядь на коврик и не лай! (погрозить пальчиком)
Варим и печем
Оладушки(русская народная потешка)
Тесто круто замесили, (Пальцы сжимать и разжимать.)
Ух- тух, ух-тух. (Хлопать в ладоши.)
Сковородки раскалили, (Потереть ладошку о ладошку.)
Ух- тух, ух- тух. (Хлопать в ладоши.)
Испечем оладушки, (Изобразить выпекание оладушков.)
Лады, лады, ладушки.
Горячие оладушки! (Подуть на раскрытые ладошки.)
Литература
1. Борисова, Е. А. Пальчиковые игры для детей 4-5лет/ Е. А. Борисова// Логопед. – 2006. №1.
2. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми
5-6 лет/ М. Ю. Картушина. –М. : Сфера,2007. – 208с. –(Логопед в ДОУ).
3. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь!- СПБ. :Литера, 2009. -32с.