Горохова Елена
Консультация для педагогов ДОУ «Активизация родителей на собраниях»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим о методах активизации родителей на родительских собраниях. Очень часто приходится слышать о том, что родители не ходят на собрания, либо приходят, но являются пассивными слушателями, и в итоге в анкетах пишут, что не владеют информацией.
Как же сделать так, чтобы родители прислушивались к нашим рекомендациям по развитию и воспитанию детей.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Активизация родителей на собраниях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Надо сказать, что современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний вряд ли принесет положительные результаты
Но кабы то ни было, мы, педагоги, призваны просвещать родителей в вопросах воспитания и развития детей, потому что у нас есть знания, мы специально этому и учились.
При подготовке к собраниям необходимо продумать мотивацию родителей, их деятельность в ходе родительского собрания, участие в рефлексии и принятии решения.
И если организационное и итоговое собрания проходят традиционно – много говорит воспитатель, мало родитель, небольшая дискуссия, показ презентаций, то тематическое собрание предпочтительнее организовать в нетрадиционных формах:
- квесты, круглый стол, игра «Что? Где? Когда?»,• мастер-классы,• организация совместной трудовой, игровой, творческой деятельности, конференции, - Деловые игры;- Тренинги;- Встречи с интересными людьми;- - Распространение лучшего семейного опыта;- Походы, тематические прогулки;- Вечера вопросов и ответов;
Несмотря на различия форм, их объединяет одна цель – дать родителям знания о воспитании ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, а некоторых стимулировать задуматься об изменении совей родительской позиции.
Я не буду останавливаться на проведении собрания в конкретной форме, конспекты есть в интернете, в специальной литературе. Да и родители у вас разные, одна и та же форма будет неудачна в одной группе и целесообразна в другой.
Сегодня мы поговорим о том, как завлечь родителя на собрание, и как сделать его активным участником встречи.
Надо понимать, что темы вам предлагает педагог исходя из годовых задач учреждения. Здесь мы не можем идти от желания родителей, как написано во многих книгах. Для удовлетворения запросов родителей организуются родительские клубы. Где вы методом анкетирования составляете темы родительских встреч, которые будут интересны каждому родителю.
ВАЖНО!
1. Есть золотые правила: собрание будет полезно родителям тогда, когда педагог и родители говорят примерно 50% на 50%.
2. Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии., потому что, то, что родителям будет непонятно, не будет и интересно и, следовательно, пользы не принесет. А то воспитатели любят блеснуть иногда своими знаниями.
3. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших детей не было запланировано никаких важных дел, посещений кружков и секций по максимуму.
4. Родителей целесообразно пригласить на собрание дважды : первый раз – за 2–3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 2–3 дня до него с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения.
5. Улыбайтесь! Приятное лицо воспитателя снимает напряжение у родителей, настраивает их на положительные эмоции.
Итак, мотивация. На мой взгляд будут актуальны следующие приемы:
1. Домашнее задание. Родители же у нас умные, поэтому используем их интеллектуальные ресурсы. Попросите подготовить домашнее сочинение на 2 -3 минуты по теме собрания.
Например, возьмем тему собрания «Развитие речи детей». Можно предложить родителям выступление на темы : «Как мы читаем книги в семье», «О чем говорим по дороге из детского сада», «Как я расскажу ребенку о грозе», «Как я отвечаю на детские вопросы».
Пожалуйста, тема: «Трудовое воспитание ребенка». Темы выступлений? (Домашние поручения моего ребенка, Что мы делаем по дому вместе, Как я приучаю ребенка убирать за собой игрушки).
Тема собрания : «Рисование в жизни ребенка». Темы мини-выступлений? (Как мы рисовали собаку, Чем мы рисуем дома, Где находятся рисунки ребенка в маленькой квартире).
2. Персональные пригласительные билетики. Это займет немного времени, но процент явки существенно возрастет. Множительная техника есть, изготовить их можно быстро. Будет еще лучше, если пригласительный билетик изготовит сам ребенок. Ну какая мама нормальная откажется прийти на собрание по пригласительному своего ребенка.
Примерное содержание текста:
Уважаемые!
Приглашаем Вас принять участие в родительском собрании на тему «….», которое состоится (время, место). Нам очень важно знать Ваше мнение по теме собрания.
Предлагаем вопросы для обсуждения:1.2.3.
С уважением (И. О. Ф воспитателей)
То есть,
3. Можно заранее предложить родителям вопросы для обсуждения по теме предстоящего собрания, напечатанные на листочках вместе с приглашением. Это нужно для того, чтобы в голове родителя сформировался некий план будущего собрания, может быт они уже подумают, о чем можно сказать на собрании, посмотрят ответы в интернете.
4. Провести анкетирование по теме собрания, указав, что результаты вы огласите на предстоящем родительском собрании. То есть создать некую интригу перед собранием, возможно, любопытство возьмет верх и родитель придет на собрание. Анкетирование лучше проводить анонимно, так как многие родители стесняются открыто выражать свое мнение. Анкеты можно посмотреть в книге Е. П. Арнаутовой «Педагог и семья».
5. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания плакатов по теме собрания, который можно оформить в виде фотоколлажа - как дети играют, рисуют, занимаются спортом, гуляют.
Многие из вас справедливо заметили, что рассказ о жизни детей в детском саду привлекает родителей.
6. Успех проведения собраний обеспечивает соблюдение правильно сформулированная тема, Например: «Почему дети врут, дерутся, не слушаются?», «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитывать интерес к книге?» То есть необходима проблемная формулировка темы.
Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, результат будет достигнут. Кроме этого сразу снимается проблема посещения последующих собраний - заинтересованные родители сами придут на очередное собрание.
Итак, предположим, что родители заинтересовались и пришли на собрание. Поблагодарите всех кто пришел, скажите как вы рады их видеть, за то что они после тяжелого рабочего дня нашли время и пришли на собрание. Улыбайтесь! Улыбка располагает к себе в любом случае.
Переходим непосредственно к проведению собраний. Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.
I. Вводная или организационная, часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание. Это можно сделать при помощи игровых, тренинговых упражнений на сплочение, сближение. Могут быть использоваться все игры, которые мы используем в работе с детьми.
- «Назови себя» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом может передаваться предмет, который может вызвать приятную ассоциацию (кусочек меха, солнышко, цветок и т. д.). Особенно, если родители не знакомы друг с другом.
- «Снежный ком» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом следующий повторяет его и называет своё. И так по кругу. Последний называет имена всех участников.
- «Давайте поздороваемся» ведущий предлагается поздороваться плечом, рукой, кончиками пальцев, или предлагаем придумать новый способ приветствия для сегодняшнего дня и поздороваться.
- «Встаньте те, кто.» Воспитатель дает задание «Встаньте те, кто.». делает утром зарядку, умеет печь блины, у кого дома есть кошка или собака, любит ходить в походы, умеет рыбачить, у кого на даче растет клубника и т. д. Закончить можно словами- мы разные, но у нас много общего.
- «Крепкое рукопожатие» стоя в кругу поздороваться одновременно с соседом слева и справа. Можно создать определенный музыкальный фон, который будет сопровождать слова ведущего.
II. Основная часть собрания может быть разделена на два этапа: теоретическую и практическую часть. Сначала это может быть выступление воспитателя, педагога или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Какие методы активизации можно использовать в этой части:
- презентацией, наглядными материалами, схемами, графиками, звукозаписями высказываний детей, видеофрагментами игр, прогулок, занятий, режимных моментов, вопросами к родителям. Как заметили многие воспитатели, обращение к жизни ребенка в группе очень привлекает родителей.
В практической части собрания можно использовать следующие формы активизации :
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. Советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, помещают на стенд «копилка родительского опыта».
Родительский «Мастер – класс». Обычно мастер-классы проводят воспитатели, а можно по-другому. Родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться, поделиться опытом по привитию у детей, например, хороших манер. Далее родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по теме собрания. В конце собрания родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «копилка родительского опыта».
«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, психолог, бабушка, администрация. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
«Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества (прилагательные, затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т. е. прилагательные, а затем совместно достигаются пути реализации цели.
«Эвристические вопросы». К ним относятся следующие ключевые вопросы: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 4 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.