Светлана Юнусова
Консультация для педагогов ДОУ «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы с детьми и родителями в рамках проектов по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
[/h3]
В настоящее время, когда телевизионная и компьютерная техника бурно развивается, все больше и больше теряется интерес к чтению художественной литературы. В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону. Мало внимание уделяется чтению и из-за большой загруженности родителей. В результате интерес к книге у детей в последние годы заметно снизился. Бывает трудно ребенка заинтересовать чтением, дети не умеют и не хотят слушать, когда им читают. Многие не могут уловить смысл прочитанного, не знают названия произведений, не могут назвать автора.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Для ребёнка книга является источником знаний, развития, познания мира. Чтение детских книг развивает художественно - речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребёнка, передаёт представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Всё это гармонично развивает ребёнка как полноценную личность. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. Сухомлинский). «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» (С. Лупан)
С художественной литературой необходимо ребенка знакомить с самого раннего возраста. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где чтение, слушание книг, являются нормой жизни, он в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно найти только в книгах. Из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей.
Темы проектов могут быть разные:
• Знакомство с творчеством одного автора (например, проект по творчеству А. Барто для малышей, проект «По сказкам А. С. Пушкина» для детей старшего дошкольного возраста);
• Знакомство с литературным жанром на примере одного или нескольких авторов (проект «В гостях у сказки», в рамках которого можно познакомиться с народными сказками и с авторскими сказками, для старшего дошкольного возраста можно брать такие жанры, как небылицы, былины, басня, пословицы, поговорки – «Читаем басни» или «Читаем былины»)
• Знакомство с произведениями одной тематики (например, рассказы о животных на примере рассказов В Биаки, М. Пришвина и др., для нравственного воспитания можно познакомить детей с произведениями, где учат добру, трудолюбию и т. д.).
Важно, чтобы проекты соответствовали возрасту детей. О том, какие произведения читать детям дошкольникам в соответствии с их возрастом, можно найти в разделе «Рекомендуемый перечень литературных произведений» ФОП.
Продолжительность проектов: краткосрочные, долгосрочные.
Мероприятия с детьми для поддержания интереса к теме:
1. Традиции ежедневного эмоционального чтения произведений в соответствии с возрастом детей. Ежедневное чтение должно стать одной из традиций группы - «Минутка чтения». Она может быть организована в утренние часы, накануне занятия, чтобы быстро организовать детей и собрать внимание. Такая «Минутка» не должна затягиваться – одно стихотворение, ещё незнакомое детям, с обязательным называнием названия и автора. А может быть, это будет начало какой-либо сказки,а продолжение этой сказки можно прочитать в сон час – этакая «затравочка». Чтение перед сном, особенно сказок, тоже хорошая традиция. Сказка, с традиционными повторениями действий и обязательной победой добра, расслабляет и успокаивает ребёнка, развивает фантазию. Вечерняя минутка чтения – самое удобное время для чтения и работы с текстом (обсуждение прочитанного, вопросы на понимание и т. д.)
2. Традиции обсуждения прочитанного дома на утреннем сборе
3. Театрализация и драматизация прочитанных произведений
4. Рассказывание сказок с использованием различных театров (особенно актуально для малышей)
5. Создание книжек-малышек с иллюстрациями.
6. Совместное придумывание сказки и создание рисунков к ней. Результатом может стать новая книга, написанная детьми группы.
7. Литературные викторины, развлечения, досуги «По страницам любимых сказок»
8. Конкурсы и фестивали чтецов
9. Организация сюжетно-ролевых игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Театр», «Концерт» или «игры в сказку»- «Красная Шапочка и Серый Волк», «Теремок», «Три поросёнка» - в эти игры можно играть и на прогулке.
10. Создание дидактических игр для закрепления жанров литературных произведений, героев и т. д. («Найди пару герою», «Чей предмет», «Четвертый лишний» и др.).
11. Создание тематических лэпбуков
12. Организация профотрядов «Книголюбы»
13. Акции (например, «Подарок – закладка для любимой книги»)
14. Виртуальные экскурсии в музеи сказок или дом-музей писателей.
15. Создание совместно с детьми и родителями видеороликов или буктрейлеров. Буктрейлер — это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель буктрейлера — рассказать о книге, заинтересовать читателя и убедить прочитать данное произведение.
16. Создание мультфильмов по мотивам литературных произведений.
17. Организация выставки детских рисунков по любимому литературному произведению
18. Организация выставки книг (выставка «Моя любимая книга», выставка книг какого-то одного автора и т. п.)
19. Гастрольный театр. В основе спектакля – какое -то произведение («Снежная королева», «Муха-цокотуха», «Кошкин дом»). Показ спектаклей вызывает желание прочитать произведение, а подготовка к спектаклю – тем более.
Мероприятия с родителями для привлечения к теме:
1. Анкетирование родителей с целью выявления отношения взрослых и детей к чтению, определения их читательских предпочтений, выявление трудностей и проблем для построения дальнейшей работы в рамках проекта.
2. Консультации на тему «Роль книги в развитии ребенка», «Особенности восприятия книги младшего дошкольного возраста», «Путь в страну книг от слушателя к читателю»
3. Круглый стол «Обмен опытом»
4. Выпуск рекомендаций «Какие книги читать ребенку» (в виде информационного буклета, размещение информации на сайте). Это может быть буклет - обращение, который включает ряд советов по приучению детей к чтению (Пример: Нельзя заставить полюбить читать. Но можно подтолкнуть интерес к чтению. Вот что для этого нужно:
• подавать пример, то есть читать самим при ребенке;
• читать ребенку вслух;
• обсуждать книги, не забывая выражать свое мнение и внимательно выслушивать мнение самого ребенка;
• обеспечить хотя бы небольшое книжное разнообразие — покупать или брать в библиотеке книги по возрасту;
• давать ребенку возможность выбрать книгу самому;
• не заставлять, а заинтересовывать.
Все это требует непосредственного участия взрослого. Волшебной таблетки для любви к чтению нет. Если мы хотим, чтобы он любил чтение, придется потрудиться. Здесь же можно разместить ссылки на тексты, произведений, которые будут изучаться с детьми в этом году.
5. Дни открытых дверей – открытые просмотры занятий
6. Литературные вечера, читательские клубы, литературные викторины.
7. «Книжкины именины» - празднование именин (книги, которые отмечают юбилей)
8. Презентация домашних библиотек (фото или видео, рассказ)
9. Видео-презентация «Домашний театр»
10. Флешмоб «Почитаем книгу перед сном»
11. Буккроссинг – обмен книгами, книговорот. Его идея довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому».
Книги должны быть доступны для детей и родителей. Обязательным правилом также должно быть следующее: «Взял книгу, принеси другую взамен».
Контроль за круговоротом книг осуществляется воспитателями, можно завести тетрадку и отмечать кто принес книги, кто взял.
12. Акция «Подари книжку в группу»
13. Создание плакатов «Бережем книгу»
14. Изготовление книжек-малышек
14. Арт-выставка «Краски прочитанной книги»
15. Фотовыставка «Вместе с книгой»
16. Совместный поход в библиотеку
17. Традиции ежедневного домашнего чтения.
Ну, и, естественно, вовлечение во все мероприятия, проводимые с детьми.
Любой проект предполагает создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая также будет способствовать поддержанию интереса детей
Создание условий в группе:
1. Создание книжных уголков, где книги постоянно обновляются. В уголке размещаются портреты детских писателей, плакат «Правила обращения с книгами».
2. Создание и наполнение театральных уголков
3. Создание условий для сюжетно-ролевых игр
4. Можно создать мини-музей книги.
5. Выставки книг
6. «Книжкина больница»