Людмила Степанова
Консультация для педагогов «Детское коллекционирование»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Это не только процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков, но и главным образом, поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Коллекционирование — это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.
Публикация «Консультация для педагогов „Детское коллекционирование“» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого
Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы).
Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию социального партнёрства в условиях модернизации современного образования.
Детское коллекционирование – одна из форм работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».
Коллекционирование, действительно, полезно для детей. Оно вырабатывает усидчивость и волевые качества. Ведь для того, чтобы красиво и аккуратно разложить предметы своей коллекции, требуется немало терпения. Ребенок учится сортировать их по различным признакам: размеру, весу, форме (в зависимости от того, что он собирает). Этот навык пригодится ему в будущем.
Также коллекционирование развивает коммуникативные навыки, особенно если в детском саду, в каком-либо кружке ребята собирают такую же коллекцию – это всегда возможность для общения, обмена предметами коллекции. Ребенок, собирающий какую-либо коллекцию, учится ценить и беречь не только свои вещи, но и вещи других детей и взрослых.
Виды детских коллекций:
- Коллективные - это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает на первичном этапе педагог, взрослый. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно - тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.
- Индивидуальные - это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.
Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.
- Домашние - это коллекции собранные дома с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Наиболее популярные виды коллекционирования, как среди детей,
так и взрослых это:
Барбифилия - все выпуски игрушки Барби;
Бонистика – коллекция денежных знаков вышедших из употребления
Диджитабулизм – коллекционирование напёрстков;
Кампанофилия - коллекционирование колокольчиков
Киндерфелия - коллекционирование «киндер-сюрпризов» из шоколадных яиц; бейби боксов и т. д;
Ксерофилия - коллекции конфетных оберток;
Легофилия - все что связанно с Лего, игрушками собранными из него;
Мемомагнетика — коллекционирование магнитов на холодильник;
Мылофилия — коллекционирование мыла;
Нумизматика - коллекционирование монет;
Плангонология - различные куклы;
Стилофилия — ручки и карандаши, различной формы, цвета и тд;
Фалеристика– коллекция значков;
Филателия - марки, производимые в почтовых отделениях;
Филотаймия (календаристика) - коллекционирование, изучение карманных календарей
Филокартистика - коллекция открыток.
Шандалофилия — коллекционирование свечей.
Предметы коллекции придают своеобразие речевому, игровому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам).
Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности, приобщает ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Таким образом, коллекционирование является эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста