Татьяна Максачук
Консультация для педагогов «Цветотерапия как здоровьесберегающая технология, применяемая в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.
Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что одним из основных требований является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Все это побудило меня к использованию в работе метода цветотерапии.
Публикация «Консультация для педагогов „Цветотерапия как здоровьесберегающая технология, применяемая в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Темочки
Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.
Цели и задачи которые я поставила перед собой начиная работать в этом направлении.
Цель: Коррекция эмоционального состояния детей через цветотерапиию.
Задачи:
-Коррекция эмоционального состояния детей;
-развитие слухового и зрительного внимания;
-снижение эмоционально-психического и телесного напряжения;
-повышение уровня эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
-формирование навыков самоконтроля через знакомство с приемами управления чувствами.
Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции, обогащению сенсорно-эмоционального опыта детей.
В группе стараемся создать максимально комфортную обстановку, в первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещения проходит еще и с помощью цвета.
В спальне – успокаивающий и расслабляющий голубой цвет.
В групповой комнате – бежевые цвета стен, разбавленные цветовыми пятнами, в качестве предметов мебели,создают атмосферу уюта и тепла.
В приемной, где требуется активность детей – оптимистичный зеленый и цветные панно.
Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.
Предлагаю Вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия.
«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» – цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную зеленую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ» Ввели интересную практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.
«КОВРИК НАСТРОЕНИЙ» Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика и помещает туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Моя задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.
«ЛЭПБУК ЦВЕТОТЕРАПИЯ» В своей работе по цветотерапии мы активно используем такое интерактивное пособие как Лэпбук. Играя с ним, ребенок начинает лучше чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создаёт, какие ассоциации побуждает. Осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету, свои мечты и фантазии, ребенок расширяет границы общения с миром, а так же приобретает навыки саморегуляции.
«ЗАЖГИ РАДУГУ» На полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т. е. выложить дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю эмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей.
Конечных результатах работы говорить еще рано, но уже сейчас я можно отметить, что дети стали эмоционально раскованнее. Они стараются дать цветовую характеристику музыке, сказочному герою и его поступкам, погоде, которую наблюдаем на прогулке, своему поведению и поступкам. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Это очень заметно и по рисункам детей. Они яркие и красочные, разнообразные по цветовой гамме. Непосредственный контакт в играх с детьми помог установить доверительные отношения. Используя представленные игры, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе.
Желаю Вам счастья в этом цветном мире.