Евгения Теречева
Консультация для педагогов «Буллинг в детском саду: причины и профилактика»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда мы слышим про буллинг среди детей, чаще всего представляем школу и подростков. О детском саде даже не думаем. Да, бывают столкновения из-за игрушек, но это же маленькие дети, которые только учатся общаться со сверстниками. Но уже в таком юном возрасте существуют моменты, когда один ребёнок становится жертвой, попав под физическое или эмоциональное влияние другого, занявшего позицию агрессора.
Публикация «Консультация для педагогов „Буллинг в детском саду: причины и профилактика“» размещена в разделах
- Буллинг, профилактика буллинга. Насилие и травля в школе
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле – это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От обычной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.
Для детей дошкольного возраста характерны следующие категории буллинга :
• физические действия (удары, плевки, пинки, порча вещей, избиение);
• вербальные издевательства (дразнилки, клички, шутки, «приколы»);
• моральное подавление (насмешки, розыгрыши, издевательства, критика);
• запреты и игнорирование (бойкотирование, запрещение общаться с собой и другими, исключение из игр).
Жертвой травли может стать любой ребёнок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия во внешности, так и в поведении. Какие же могут быть причины буллинга среди дошкольников?
- появление в группе ребёнка агрессора или проблемного;
- конфликтные ситуации между двумя детьми;
- внешние признаки;
- отличающаяся манера речи и поведения;
- наличие функциональных недостатков;
- этнокультурные особенности.
Для предотвращения конфликтов среди детей в детском саду главная роль отводится воспитателям. Воспитатель выступает в роли наблюдателя, оценивает недопустимое поведение детей. Ещё один важный момент – педагог должен пресекать фразы «Я не хочу играть с тобой», «Мы не дружим с тобой» и не в коем сличай не одобрять ябедничество. Бывают дети интроверты, которые не особо нуждаются в общении. В каждом конкретном случае необходимо разбираться индивидуально. В работе важно проводить беседы с дошколятами, читать книги, заниматься совместной деятельностью и, конечно, играть. Например, следующие игры помогут снять напряжение и выплеснуть детскую агрессию.
- «Обзывалки», но обзываться друг на друга нужно овощами или фруктами. Например, «Ты, Катя, капуста». Ребята смеются, накопившийся негатив перетекает в позитивные эмоции.
-«Художники». Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.
-«Злюка». Детям предлагается представить, что в одного из детей “вселились” злость и гнев, и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:
-Жил (а)-был (а) маленький (ая) мальчик (девочка).
-Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а).
-Ребёнок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующeе эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сeрдитого ребёнка.
- «Скажи хорошее о друге». По желанию выбирается ребёнок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в нём. Воспитатель обращаeт вниманиe детей на то, чтобы они не повторялись, даёт образeц.
Помимо работы с детьми, педагогу очень важно взаимодействовать с родителями. Для профилактики травли в детском коллективе можно предложить родителям такие консультации или беседы, как: «Способы разрешения конфликтов среди детей», «Помощники мамы», «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Родители – пример для подражания». «Мои друзья».
Если оставить буллинг без должного внимания, то травля дошкольника не прекратится, а будет только усиливаться. Разрешенная проблема на ранних стадиях позволит уберечь ребёнка от беды. Поэтому, будь то ребёнок в роли жертвы или агрессора – это нужно нeзамедлительно прeсечь и не допускать дальнейшего развития.