Анна Карпенко
Консультация для педагогов «Агрессивный ребенок!?»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессия – это склонность к причинению другим (а так же себе) морального и физического ущерба.
Публикация «Консультация для педагогов „Агрессивный ребенок!?“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы, агрессия может проявляться в приступах упрямства, с которым трудно совладеть взрослому. У малышей время от времени появляются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью.
Причиной агрессии является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманные действия, желание (подобное поведение наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм). В процессе развития личности, проблема детской агрессивности разрешается. Но существуют факторы, которые закрепляют агрессию. Например, у детей с нарушением развития в силу их особенностей (отсутствие самоконтроля, раздражительность, отклонение со стороны ЦНС т пр., особенностей их семей (неблагополучные семьи, семьи с агрессивной моделью поведения) такая форма поведения может закрепиться и впоследствии перерасти в устойчивую черту поведения.
Причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей :
1. Наследственная предрасположенность, поведение родителей.
2. Биологические факторы (биохимические, гормональные механизмы)
3. Соматические заболевания, заболевание головного мозга, травмы головного мозга.
4. Влияние социального окружения
Влияние социального окружения.
Для дошкольников значимыми являются 3 фактора:
1. Семья.
2. Окружающие дети.
3. Средства массой информации.
1. В дошкольном возрасте на появление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание, взаимоотношения между родителями, стиль отношений родителей и детей.
- Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку --- вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности, или подражание модели поведения --- ребенок часто конфликтует, дерется, т. е. применяет агрессивную модель поведения.
- Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания --- уровень агрессивности повышается, вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте, либо защитная агрессия.
- Родители не обращают внимание на агрессивное поведение ребенка, не контролируют его --- вседозволенность, в дальнейшем как типичная поведенческая черта.
- Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева --- ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции --- в дальнейшем деструктивная агрессия (насмешки над окружающими, воровство, внезапные вспышки гнева и т. д.)
- Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются о соседях, педагогах и тд.) --- у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех бед --- вероятно, что ребенок возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения --- проявление агрессии.
- Конфликты между родителями, развод--- демонстративная агрессия (привлечение внимания к своей персоне) формирование агрессивной модели «выяснения отношений».
«Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов, используемых их родителями…. Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие частью их поведения, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям!»
2. Учатся агрессивному поведению дети и в ходе взаимодействия с другими детьми. Один из способов научения – игра. К этим играм можно отнести те, в которых дети толкаются, дразнятся и пр. В дошкольном возрасте наиболее характерна ответная агрессия на действия сверстников
3. Влияние средств массовой информации.
Подсчитано, что в наиболее популярных передачах на каждый час вещания приходится в среднем около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Секс и насилие фигурирует более чем в 60% анонсов телепрограмм. Сцены насилия способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
Сопровождение агрессивного ребенка :
Работа должна строиться в зависимости от природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессию и не фиксировать на ней внимания, а в другом – включать агрессивные действия в игру, придав новый смысл, в третьем – не принять агрессию и установить запрет на подобные действия, в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию агрессивных действий, в ос, в основе которых лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы.
Социализация гнева:
1. Обучение ребенка прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью различных приемов.
2. Обучение переносить чувства на неопасные предметы (в основном для детей с нарушением интеллектуального развития, подушки, мягкие игрушки, «стаканчик для крика» и тд.
3.
Обучение детей приемам саморегуляции
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук, поэтому будут полезны любые релаксационные и психогимнастические упражнения («Штанга» - ребенок поднимает тяжелую штангу, потом бросает ее, отдыхает, «Камень – веревка» - сжать кулаки, как камень, затем разжать опустить, как веревку, «возьми себя в руки», дорожный знак «стоп» и тд.)
Отработка коммуникативных навыков:
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача – научить выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью могут использоваться: обсуждение конфликта в кругу, ролевая игра и тд.
Формирование эмпатии:
Эмпатия – сопереживание, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Развивать эмпатию можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.
Методы сопровождения агрессивного ребенка
1. Игровая коррекция:
Игра «Обзывалки», «Гномики», «Добрая и злая кошка», «Снежки», «Да и Нет», «Тух-Тиби-Дух», различные настольные игры.
2. Тематические беседы:
«Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?», «Какого цвета твоя злость?» и тд.
3. Проигрывание ситуаций, ролевые игры.
4. Метод рисунка (пальцем, локтем, ладошкой, пяткой и тд.)
5. Песочная терапия
6. Сказкотерапия
7. Работа с мягким материалом
8. Использование воды
Желаю удачи!