Елена Султанова
Консультация для педагогов «Игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это свободная самостоятельная деятельность ребенка, где присутствует расхождение видимого и смыслового поля («понарошку»). Это игры, в которых дети сами задают себе цель игры, выбирают средства и способы ее осуществления, определяют сюжет, выбирают персонажей, организуют предметную среду своей игры, выбирают себе партнеров, сами ставят себе игровые задачи и находят их решения доступными им игровыми способами.
Публикация «Консультация для педагогов „Игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игра – это именно движение в смысловом поле, поэтому важно четко разделять игру как ведущую деятельность от игровой формы любой другой деятельности, которую прямо или косвенно инициирует взрослый. Форма игры может совпадать, а сущность игры, ее психологическое содержание, будет принципиально разным, ведь та же сюжетно-ролевая игра может быть и самодеятельной, и сюжетно-дидактической, т. е. квази-игрой или образовательной формой.
Очень важно понимать, что игра – это не тренинг нормативного поведения в конкретных ситуациях (магазин, поликлиника, парикмахерская и т. д. и т. п.). Нередко педагог ставит своей задачей максимально точное воссоздание ситуации и добивается этого от детей. Но это в корне неверно. Функция игры – не отработать что-то, что можно отработать в реальной жизни (сходить в магазин, парикмахерскую и т. п., а смоделировать ситуацию, в которой ребенок сможет прожить/пережить то, что невозможно (или пока невозможно) в реальной жизни, т. е. побыть тем, кто впечатлил. Например, на ребенка произведет впечатление касса, которая дзынькает, открывается, выдает чек… Но родители купили ему такую-же – а игры нет, есть предметное действие. Или кассирша привлекла тем, что она такая улыбчивая, спрашивает что-то шутит, ловко всё делает… И вот такой хочется побыть! Нужна ли для этого очередь из скучающих покупателей? Вопрос риторический.
Итак, «Игра ребенка есть воссоздание целостной ситуации. Ребенок не отыгрывает некоторые отдельные функции или способы действий (иначе речь шла бы о тренировке, а выстраивает полноту увиденного или воспринятого». То есть здесь игра в полной мере проявляет себя как «своеобразное практическое размышление ребенка об окружающей его действительности».
И есть еще пара важных определений игры: игра – это не мирное последовательное разыгрывание каких-то действий, это всегда - «вызов» и «ответ», т. е. умение продуцировать задачи своей деятельности и решать их доступными средствами.
Игра – это импровизация, наполненная пробными действиями, договорами и передоговорами, планированием, рефлексией, переигрываниями, постановкой все новых и все более уточняющихся задач…
Это сложнейшая человеческая деятельность как таковая во всей ее полноте и целостности. При этом абсолютно внутренне мотивированная.