Ирина Калашникова
Формирование координационных способностей у воспитанников дошкольного возраста посредствам упражнений с предметами в воде
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование координационных способностей у воспитанников дошкольного возраста посредствам упражнений с предметами в воде.
Развитие двигательной сферы ребенка, развитие интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым, поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, является главной задачей любого дошкольного учреждения. Решение этой проблемы находится в создании совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка. Особое место в физическом воспитании занимает формирование у детей способности сознательно управлять движениями в пространстве и во времени, выполнять координированные движения.
Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на:
• Способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
• Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие в воде.
• Способности к ориентированию в пространстве.
• Способности выполнять в воде двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
В многочисленных высказываниях специалистов выражается единое мнение о том, что чем выше способность к управлению движениями и чем раньше она развита у детей, тем успешнее становится процесс физического воспитания. (Шебеко В. Н., Пензулаевой Л. И.)
В современных условиях жизни способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения условий; способность к равновесию, ритму, реагированию; точно воспроизводить пространственные параметры движения являются жизненно важными. А это, является необходимым условием для нормального психического, умственного и физического развития ребенка.
В методических разработках и пособиях Осокиной Т. И., Дедулевич М. Н., Шишкиной В. А. раскрыты основные понятия по формированию координационных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством упражнений с предметами в воде, формы и методы обучения детей, предложен практический материал.
В целях получения заданного результата необходимо выстроить содержание работы по формированию координационных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста в определённой последовательности действий. В процессе обучения необходимо использовать следующий инвентарь: плавательные доски, нудлы (гибкая палка для плавания, обручи, мячи, игрушки (плавающие, тонущие).
Для оценки степени овладения теми или иными навыками, сформированности двигательных умений, которые наиболее соответствуют возрастным показателям, индивидуальным моторным возможностям и психофизиологическим особенностям воспитанников, выбрать определенные игровые упражнения на передвижение в воде, дыхание, погружение, лежание и скольжение в воде.
На организационном этапе необходимо подобрать игры и упражнения по развитию координационных способностей старших дошкольников, разработать формы взаимодействия с педагогами и родителями.
Основной этап — реализация работы через различные формы деятельности с детьми, педагогами, родителями.
Заключительный этап — аналитический. Провести диагностику, цель которой - проанализировать эффективность реализуемой работы, внести, если потребуется, поправки и наметить перспективы на будущее.
Определив, что основным средством формирования координационных способностей являются физические упражнения, подбираются игры и игровые упражнения, способствующих эффективному развитию координационных способностей.
Разнообразные варианты упражнений с использованием плавательных досок, нудлов, мячей, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от спортивной деятельности.
Для развития способности ориентироваться в пространстве, в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними применяются подвижные игры и игровые упражнения. Например: «Найди свой домик», «Нырни в обручи», «Проплыви под преградой». Таким образом, скольжение с различным предметами (досками, нудлами, мячами); плавание удобным способом с координацией движений рук и ног формирует умение ориентироваться в пространстве и осуществлять движения в нужном направлении.
Для развития способности сохранять равновесие, используются игровые упражнения: «Стрелочка» – стоя, выпрямиться, и вытянуть руки вверх, подняться на носки; «Цапля» – ходьба в воде, высоко поднимая колени, перешагивая лежащие на дне предметы.
С этой же целью используются выполнение заданий на суше и в воде с исключением зрительного анализатора (приседание, повернуться, иди вперёд-назад, спиной вперед, подвижные игры и игровые упражнения.
При подборе координационных упражнений нужно помнить, что ребёнок быстро теряет интерес к упражнениям, если оно не вызывает положительных эмоций. Поэтому, предлагать детям упражнения игрового характера, ставя перед ними задачи: «Кто лучше? Кто точнее? Кто внимательнее?» и т. д. чтобы упражнения были доходчивыми, каждому из них дать образное название.
Основную работу по формированию координационных способностей, возможно провести в три этапа. Для этого необходимо определить оптимальное соотношение методов стандартно - повторного и вариативного (переменного) упражнения.
Цель первого этапа – обогащать двигательный опыт, формировать осознанное выполнение физических упражнений, быстроту усвоения сложного координационного действия.
На данном этапе используют метод стандартно – повторного упражнения для разучивания новых сложно-координируемых двигательных действий. Эффективным является приём наглядного показа образца движений и словесного сопровождения двигательных действий. Любое изучаемое упражнение сопровождается демонстрацией его на суше или в воде (в зависимости от сложности упражнения) с участием одного из занимающихся детей. Для правильного выполнения техники движения детям предлагаются иллюстрации и карточки-схемы для выполнения игровых упражнений.
Для осмысленного и технически правильного выполнения движений задание дети выполняют движение в разном темпе и ритме, из разных исходных положений, с предметами и без них.
Цель второго этапа – совершенствовать двигательные навыки, активизировать мыследеятельностные способности воспитанников. По мере того, как дети начинают уверенно выполнять усваиваемые двигательные действия, возможно применять метод переменного (вариативного) упражнения.
Среди приёмов, относящихся к методу переменного (вариативного) упражнения, в дошкольном возрасте должны преобладать приёмы строго регламентированного варьирования, решая конкретные двигательные задачи, направленные на развитие координационных способностей.
При ходьбе и беге изменять направления, скорость, темп и ритм движений, комбинирую двигательные действия (ходьба и бег соблюдая дистанцию, гимнастическим шагом, приставным шагом с приседанием; согласовывая движения с работой рук; бег в медленном и быстром темпе; бег спиной вперед, галопом правым и левым боком; подпрыгивать с ноги на ногу; выпрыгивать из приседа или полуприседа вверх с последующим погружением в воду; чередование ходьбы с бегом, прыжками, бросанием предметов и т. д.) В общеразвивающих упражнениях и основных движениях варьируются конечные положения (прогибаться в исходное положение - стоя, с опорой и без опоры, с отведением рук вверх, вперед, назад, в стороны; изменяю способы выполнения действия, изменяю исходные положения, усложняю привычные действия добавочными движениями (сочетать движения рук и ног, как при плавании способом «кроль» на груди, на спине с различными поддерживающими средствами); комбинирую двигательные действия (полоса препятствий).
В подвижных играх ознакомить детей с разнообразными приёмами, помогающими уворачиваться, уклоняться при проведении игр с бегом, скольжением. Менять варианты знакомых игр: изменяю сигнал, число водящих, предлагаю самостоятельно выбирать поддерживающие предметы (плавательные круги, плавательные доски, нудлы, мячи) и т. п. Для формирования умения целесообразно применять имеющийся опыт в разнообразных ситуациях, при объяснении правил игры дать детям возможность самим выбирать способ выполнения движения. Для развития творчества используются имитационные упражнения.
На третьем этапе формируется способность творчески использовать двигательный опыт детей, включая разучиваемые подвижные игры и упражнения в физкультурные праздники и досуги. Многообразие подбора оборудования даёт возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе занятий, а также во время свободной двигательной деятельности.
Планируя физкультурные занятия, обращать особое внимание на взаимосвязь программного содержания, а также учитывать уровни физической подготовленности воспитанников и состояние их здоровья.
Упражнения на формирование координационных способностей включать во все части физкультурного занятия, в зависимости от решаемых задач.
В подготовительной и заключительных частях целесообразно проведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений.
Упражнения, с помощью которых происходит одновременное развитие координационных способностей и гибкости, включать в любое время основной и даже заключительной части занятия, в задания на дыхание, внимание, восстановление и расслабление мышц. В заключительную часть вводить ряд упражнений, вырабатывающих чувство пространства, времени, дифференцирования мышечных усилий. Например: «Удержись». В качестве подвижной ускользающей опоры используются мячи больших размеров, надувные круги, доски для плавания. Дети одной рукой удерживают около себя свой предмет. По сигналу они стараются лечь на него и удержаться хотя бы в течение установленного времени. Для усложнения задания могут быть использованы плавающие предметы меньшего размера или организована игра – эстафета, что бы перед тем, как лечь на плавающий предмет и удержаться на нем, дети выполнили ряд дополнительных заданий (пробежать, подпрыгнуть и т. п.). Дети могут не только удерживаться на плавающем предмете, но и добираться до обозначенного места, выполняя движения ногами или руками, а также ногами и одной рукой одновременно.
Таким образом, использование специальных методических приёмов позволяет добиться положительных результатов в развитии координационных способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста; применение поддерживающих предметов в упражнениях и играх в воде с детьми ускоряет процесс усвоения, а координационные способностей соответствуют показателям стандарта; воспитанники проявляют повышенную активность в процессе обучения.