Ирина Сибуль
Консультация для педагогов «Психологические и личностные особенности детей со сложными случаями речевой патологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические и личностные особенности детей,
имеющих сложные случаи речевой патологии
Психологические и личностные особенности детей,
имеющих сложные случаи речевой патологии
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Исследования различных психических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи указывают на своеобразие формирования сенсорной, интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы ребенка.
Особенности познавательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи
Ученые отмечают своеобразие психического развития, которое влияет на познавательную деятельность, а именно: недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного и пространственного.
Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха.
Нарушение зрительной сферы проявляется в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, в инертности и нестойкости зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным образом предмета.
Изучение особенностей ориентировки в пространстве показало, что дети с недоразвитием речи затрудняются в дифференциации понятий «справа», «слева». Наблюдаются трудности ориентирования в собственном теле.
Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности. Исследования мнестической функции обнаруживают, что объем зрительной памяти практически не отличается от нормы. Но заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с детьми, которые не имеют нарушений речи. Дети часто забывают сложные инструкции, меняют последовательность предложенных заданий или опускают некоторые элементы. В то же время у детей остаются относительно сохранным возможности смыслового и логического запоминания.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает особенности мышления : обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Особенности развития двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи
У большинства детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются соматическая ослабленность и замедленное развитие двигательной сферы: это отражается в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. Особую трудность вызывает у детей с тяжелыми нарушениями речи выполнение движений по словесной инструкции. При воспроизведении двигательных заданий нарушается последовательность элементов действий, опускаются составные части двигательного задания. Детям трудны такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передача мяча с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. У детей отмечается также недостаточность координации пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.
Особенности личности детей с недостатками речевого развития
Доказано, что речевое нарушение сказывается на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются нарушения коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, особенностях поведения (заинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
Личность ребенка с тяжелыми нарушениями речи характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, проявление тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
В эмоционально – волевой сфере отмечаются эмоциональная неустойчивость, плаксивость, отказ от деятельности.
Отклонение от нормы развития проявляется у детей с тяжелыми нарушениями речи и в других видах детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, познавательной, трудовой и др.).