Хайбуллова Татьяна
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила воспитатель: Хайбуллова Т. В.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К. Д. Ушинский)
Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве.
Публикация «Консультация для педагогов „Речевое развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы.
Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
• трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д
• недостаточный словарный запас;
• плохая дикция.
Развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников — одна из важнейших задач детского сада. К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи — внешней устной и внутренней, диалогической и монологической.
Обучению дошкольников рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи.
В методической литературе принято выделять рассказывание по восприятию (рассказы-описания о предметах и объектах, рассказы по сериям картинок и по картинкам, пересказ текста, рассказывание по памяти (из личного или коллективного опыта детей) и творческое рассказывание (рассказывание по воображению).
Как уже говорилось ранее, развитие связной речи просто необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Одним из типов монологической речи является пересказ. Обучение ребёнка пересказу очень важная задача развития речи. Пересказу детей начинают обучать уже с младшего дошкольного возраста (с 2,5 – 3 лет). Это очень важно для дальнейшего обучения в школе, т. к. в школе очень большой объём информации, который дети усваивают благодаря пересказыванию. Если ребёнок не умеет пересказывать текст, то его ожидают серьёзные проблемы по разным школьным предметам.
Пересказ – это связное выразительное воспроизведение, прослушанного рассказа или другого художественного произведения.
Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т. к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но эта лёгкость относительна, потому что Вы даже не представляете себе, как трудно ребёнку воспроизвести готовое произведение не потеряв смысла. Иногда даже придумать какую-нибудь историю или рассказать что-нибудь из личного опыта бывает даже легче, чем воспроизвести готовую форму.
Обучение ребёнка пересказу очень важно для развития ребёнка, т. к. именно в этой деятельности ребёнок приобщается к подлинной художественной речи, запоминает эмоциональные образные слова и словосочетания. Можно сказать, что ребёнок приобщается к культуре речи, учится владеть родным языком. Высокая ценность художественных произведений учить ребёнка последовательно строить рассказ, т. е. развивает его речевые умения. При пересказе решается ещё одна задача речевого развития – ребёнок учится грамматически правильной и точной речи. Умение рассказывать учит ребёнка быть общительным, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Во время обучения пересказу происходит эстетическое воспитание ребёнка, т. к. он запоминает образные слова и выражения, а затем использует их в своей речи.
Выделяются виды пересказов:
1. Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту). В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.
2. Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Этот вид пересказа часто используется с группой детей, например, в детском саду или школе. Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т. к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.
3. Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»
4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т. д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.
5. Пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.
Для пересказа произведения ребёнком подойдут не любые художественные произведения, а лишь те, которые отвечают ряду требований:
- Произведение должно быть доступным ребёнку по содержанию (ребёнок должен понимать смысл произведения, которое ему предстоит пересказывать — для детей младшего дошкольного возраста подбирают, как правило сказки, а для старших дошкольников – короткие рассказы).
- Произведение должно быть высокохудожественным (т. е. должно учить чему-то полезному и развивать нравственные черты личности).
- Язык произведения должен быть доступен ребёнку (т. е. произведение должно содержать в себе короткие чёткие фразы, обилие образных выражений и прямой речи).
- В произведении должны присутствовать известные ребёнку персонажи с ярко выраженным характером.
- Произведения должны быть сюжетные с чёткой композицией.
Если придерживаться всему этому, то ребёнок без труда справится с пересказом предложенного ему произведения. Но к пересказам ребёнка так же предъявляется ряд требований, которые нельзя игнорировать и которые необходимо учитывать при обучении ребёнка пересказу.
- Осмысленность, т. е. ребёнок должен понимать, о чём произведение, а не просто повторять услышанные словосочетания. К этому легко прийти, задавая ребёнку вопросы по содержанию.
- Полнота передачи произведения, т. е. ребёнок должен как можно ближе к тексту пересказывать услышанное содержание и постараться не упустить из вида даже малейшие детали.
- Последовательность. К сожалению, у современных детей хромает именно этот пункт. Если они пересказывают текст, то «прыгают» от одного к другому, а в результате теряется смысл произведения.
- Использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена слов синонимами. Говоря просто, ребенок должен придерживаться авторского стиля и не отступать от него.
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз, т. е. ребёнок должен говорить в умеренном ритме, не спешить, проглатывая слова, или наоборот, не говорить слишком медленно, останавливаясь и задумываясь.
- Придерживаться культуры устного рассказа: правильная, спокойная поза (многие дети начинают крутить на себе одежду, ковырять в носу и т. д., а взрослые при этом делают вид, что этого не замечают – «рассказывает и ладно!» — этого делать нельзя! Нужно делать ребёнку корректные замечания, обращение к слушателям, интонационная выразительность, грамотность, отчётливость произношения.
Между тем образовательная практика показывает, что даже опытные педагоги нередко испытывают затруднения в организации занятий по пересказу. Ситуация усложняется еще и тем, что педагоги не всегда знают, как правильно должна строиться работа по обучению пересказу, какими приемами лучше воспользоваться.
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Одним из способов планирования связанного высказывания служит метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника– это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
В основе Метода лежит принцип замещения: реальный предмет замещается другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Мнемотехника – помогает развивать :
-ассоциативное мышление
-зрительную и слуховую память
-зрительное и слуховое внимание
-воображение
-связную речь
-мелкую моторику рук
Моделирование при обучении связной речи представляет применение знаковой символики при заучивании стихотворения, пересказе текстов, описании одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинении сказок, составление рассказов по картине (серии картин). При использовании наглядного моделирования дети знакомятся с графической моделью.
Элементы модели — условные заместители — символы разнообразного характера:
— геометрические фигуры;
— символические изображения предметов (контуры, силуэты, пиктограммы);
—планы и условные обозначения.
Для младших дошкольников в качестве символов-заместителей можно использовать геометрические фигуры, формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (оранжевый треугольник — лиса, белый круг — заяц, серый круг — мышонок, зеленый треугольник — елочка). Важно, чтобы дети усвоили внешний признак, выделяемый как основной (цвет, размер, служащий отправной точкой для построения логики рассказа (сказки) с помощью заместителей.
На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики: злой, добрый, трусливый, смелый и т. д.
Положительный образ, как правило, замещается светлыми тонами, отрицательный — темными.
Для успешного закрепления материала можно использовать дидактические игры: «Назови предмет», «На что похоже?», Подбери пару», «домики свойств», «Путаница».
Этапы работы при обучении пересказу
• Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
• Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
• Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
• Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.
• Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.
Моделирование сказок Работу целесообразно начать с повторения хорошо знакомых детям сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя».
Предварительная работа:
—вспомнить и назвать героев сказки, уточнить их количество, детали одежды;
—рассмотреть картинки из сказки;
—обыграть сказку;
—нарисовать или вылепить героев сказки.
После проведения предварительной работы можно предложить детям условные заместители персонажей сказки: круги, полоски, квадраты, треугольники.
В следующий раз можно использовать геометрические фигуры одинакового размера, но разного цвета и предложить детям выбрать нужные из них. С помощью условных заместителей дети быстро составляют модель сказки и без труда пересказывают ее. (сказки «Дюймовочка», «Красная шапочка» и т. д.)
При обучении детей приемам запоминания используются схемы, мнемотаблицы, которые служат опорой для запоминания словесного материала. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы.